logo search
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ(ПРЕДПРИЯТИЯ)

6. В зависимости от стадии товародвижения различают: оптово-отпускную цену предприятия, оптовую цену промышленности и рознич­ную цену (табл. 19.1).

Состав цены. Любая цена включает в себя определенные элементы. В зависимости от вида цены состав элементов может меняться. Соотно­шение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Зная структуру цены товара, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги (определяется Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий год). На основе анализа структуры определяются резервы снижения себестоимо­сти, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается соответству­ющий данному моменту и цели предприятия метод ценообразования.Стоимость продукции формируется исходя из себестоимости, при­были, всех видов установленных налогов, франкировки, потребительских свойств продукции и конъюнктуры рынка. Общая модель формирования цен для производителя товара имеет следующий вид: где: С - полная себестоимость товара; Пр - прибыль; А - акциз для подак­цизных товаров; ОЦФ - отчисления в местные и республиканские целе­вые бюджетные фонды (в соответствии с ''Законом о бюджете'' и налоговым законодательством Республики Беларусь на текущий момент ); ОЦ - оптовая цена изготовителя; НДС - налог на добавленную стоимость (18%); ООЦ с НдС - оптово-отпускная цена с НДС.Транспортные расходы по доставке товара до станции отправления в среднем размере включаются в полную себестоимость. Если догово­ром определено условие франко-станция назначения, то транспортные расходы по доставке товара до станции назначения включаются в цену отдельным элементом и оплачиваются покупателем.

Ставки акцизов как косвенных налогов на подакцизные товары могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфи­ческими (в рублях на единицу продукции). Размер акциза определяется по формуле: где: А - акциз для подакцизных товаров; С - полная себестоимость товара; Пр - прибыль; %А - ставка акциза, %.Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится.Состав и норматив отчислений в местные и республиканские целе­вые бюджетные фонды от выручки определяется Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий год (на 2006 г. ставка отчислений 3%), Размер тчислений определяется по формуле:ОЦФ = (С + Пр + А)*%ОЦФ / (100 - %ОЦФ),где: ОЦФ - отчисления в местные и республиканские целевые бюджетные фонды; С - полная себестоимость товара; Пр - прибыль; А - акциз для подакцизных товаров; %ОЦФ - норматив отчислений, %.В Республике Беларусь принят зачетный (инвойсный) метод исчис­ления НДС. В себестоимость продукции не включается НДС, уплачен­ный по сырью, материалам и комплектующим (входной НДС). Во всех платежных документах отражается отдельной строкой сумма НДС. НДС, включаемый в оптово-отпускную цену, определяется по формуле:НДС - (С + Пр + А+ОЦФ)*%НДС / 100,где: НДС - налог на добавленную стоимость; С - полная себестоимость товара;

Пр - прибыль; А - акциз для подакцизных товаров; ОЦФ -отчисления в местные и республиканские целевые бюджетные фонды; %НДС - ставка НДС (18%, 10%, 0%), %.На второй стадии товародвижения в состав цены включаются опто­вые надбавки оптовых посредников. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотип­ных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника, которая включает отпускную цену изготовителя и оптовую надбавку и определяется по формуле:оц = ооц сндс + он,где: ОЦ - оптовая цена промышленности; ООЦ сндс - оптово-отпускная цена с НДС; ОН - оптовая надбавка.На третьей стадии товародвижения в состав цены включается тор-говая надбавка розничной организации, устанавливаемая в процентах к отпускной цене производителя без НДС. Если на товар установлена фиксированная прейскурантная розничная цена, то в ее структуру вместо торговой надбавки входит торговая скидка, устанавливаемая в процентах к розничной цене. НДС и налог с продаж взимается с покупателя сверх розничной цены.Розничная цена с учетом налога с продаж определяется по формуле:РЦнп = РЦ сндс *(100 + %Нп)/100,где: РЦнп- розничная цена с учетом налога с продаж; РЦ сндс - рознич­ная цена с НДС; %Нп - ставка налога с продаж (15%), %.Оптовая и торговая надбавка и торговая скидка предназначены для покрытия издержек обращения торговых организаций, уплаты всех уста­новленных налогов и получения прибыли. Предусмотрено ограничение размера оптовой надбавки: не более 20% к отпускной цене независимо от количества посредников, а при транзитных операциях - не более 5%. Предусмотрено ограничение размера торговой надбавки: не более 30% к отпускной цене.

Обоснование цены на предприятииПроцесс ценообразования на предприятии предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам:1-й этап - постановка целей и задания ценообразования. Цена товара является переменным фактором, который оказывает прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы фирмы. С помощью устанавливаемой цены на товар можно: 1) обеспе­чить выживаемость (высокая конкуренция - низкие цены); 2) максимизи­ровать текущую прибыль; 3) завоевать лидерство по доли рынка (низкая цена - рост спроса - рост прибыли); 4) завоевать лидерство по показате­лям качества (высокое качество - высокие издержки - высокая цена).2-й этап - определение спроса. Спрос определяет максимальную цену. Закон спроса - обратная зависимость спроса от цены. Определяют веро­ятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определенного времени по ценам разного уровня. Учитывают эластич­ность спроса по цене через коэффициент эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов изменяется спрос (объемы продаж) при изменении цены на один процент.3-й этап - оценка издержек производства. Издержки производства определяют минимальную цену товара. Определяют постоянные, пере­менные, валовые издержки производства при различных объемах про­изводства. Стремятся установить такую цену, которая покрывала бы все издержки производства и обеспечивала бы справедливую прибыль.4-й этап - анализ цен и качества товаров конкурентов. Если спрос определяет максимальную цену, издержки производства — минимальную цену, то разница между ними и есть «поле игры» для принятия решения об уровне цены. На этом «поле игры» изучают цену и качество конкурентов, объективно определяют положение своего товара по отношению к товарам конкурентов, устанавливают цену на товар, прогнозируют ценовую реак­цию конкурента на появление нового товара с соответствующей ценой.5-й этап - выбор метода ценообразования. При выборе метода цено­образования нужно учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-кон­курентов и др.), а также степень новизны товара, наличие дифференциа­ции товара по качеству, стадию жизненного цикла товара.6-й этап -расчет исходной цены. Ведется в соответствии с выбран­ным методом.7-й этап - учет дополнительных факторов. Учитывается психоло­гия восприятия цен, фактор престижности, влияние на цены конкурен­тов и др.8-й этап - установление окончательной цены, регистрация цены на новые товары в установленном порядке.

Методы ценообразованияРазличают затратные, рыночные и нормативно-параметрические методы определения цен.

Затратные методы ценообразования1. Метод, основанный на определении полных издержек. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек - переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки - и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Главное преимущество данного метода -его простота и удобство. Недостатки: при установлении цены не прини­маются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке; размер цены зависит от способа распределения постоянных издержек по продуктам.2. Метод прямых затрат. Суть метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбав­ки - прибыли. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реали­зации и переменными затратами на производство продукции («маржи­нальной» прибыли). Преимущество: простота и удобство. Недостатки: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос, конкуренция на рынке.3. Метод целевого ценообразования. Расчет цен на основе ана­лиза безубыточности и обеспечения целевой прибыли основывается на сопоставлении издержек с ожидаемыми поступлениями при различных объемах продаж. Преимущество: обеспечивает покрытие издержек, обо­сновывает целевой размер прибыли. Недостатки: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке; размер прибыли обосновывается объемом продаж, которые зависят от цены.4. Метод учета рентабельности инвестиций. Суть метода состоит в оценке полных затрат при различных программах выпуска товара и определении объема выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие инвестиции. Преимущество: учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производ­ства и реализации товара; подходит при принятии решений о величинеобъема производства нового для предприятия товара с известной рыноч­ной ценой. Недостаток: использование процентных ставок, которые в условиях инфляции неопределенны во времени.

Инвестиции: сущность, состав и классификация/Инвестиции - любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятель­ности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного результата.По экономической сути реализованные инвестиции представляют собой разовые, единовременные затраты, направленные на создание про­изводственных ресурсов предприятия (основных фондов и оборотных средств, обучение и повышение квалификации персонала), на увеличение его реального капитала. Инвестиции - вложения в активы предприятия. В качестве инвестиций может использоваться следующее имущество и права:•денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и дру­гие ценные бумаги;• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудо­вание и другие материальные ценности); •имущественные права, вытекающие из авторского права, права про­мышленной собственности, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;• права пользования землей или другими природными ресурсами; • другие ценности.Исходя из особенностей объектов инвестирования, инвестиции клас­сифицируются по экономической сути на реальные, финансовые, интел­лектуальные. Реальные (капиталообразующие) - инвестиции в отрасли материальною производства для увеличения реального капитала пред­приятия. К таким инвестициям относятся долговременные вложения в строительство зданий, сооружений, приобретение оборудования, вычис­лительной техники и других объектов основных фондов. Финансовые (портфельные, номинальные) - инвестиции в ценные бумаги, в приобре­тение облигаций, акций, долей, паев и т.п. Интеллектуальные - инвес­тиции в образование, квалификацию, опыт, объекты интеллектуальной собственности. Венчурные - высокорисковые вложения, обусловленные необходимостью финансирования инновационных программ предприятия в области высоких технологий.Все виды инвестиций между собой взаимосвязаны. В процессе инве­стиционной деятельности финансовые инвестиции как вложения в акции используются акционерным обществом для приобретения основных фон­дов, т. е. трансформируются в реальные. Реальные инвестиции в основ­ные фонды называются капитальными вложениями.По цели инвестирования различают инвестиции: 1) обязательные, необходимые для продолжения деятельности предприятия (экология, без­опасность и т.п.); 2) направленные на снижение издержек - связаны с поддержанием онкурентоспособности, совершенствованием технологии, повышением качества товаров и услуг; 3) направленные на расширение и обновление предприятия - связаны с заменой и модернизацией устарев­ших и строительством новых основных фондов; 4) по освоению новых услуг и рынков - связаны с развитием сервисных сетей, диверсификацией производства; 5) по покупке нематериальных активов через договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг), предусма­тривающий передачу за вознаграждение прав на пользование объектами интеллектуальной собственности; 6) по приобретению финансовых активов - направлены на образование финансовых альянсов, объедине­ний, финансово-промышленных групп либо на поглощение других пред­приятий для расширения рынков сбыта, получения новых источников финансовых ресурсов и сужения круга конкурентов и другие цели.По связи с процессом воспроизводства различают:нетто-инвестиции (начальные инвестиции, необходимые при создании предприятия и расширении производства); реинвестиции (на восстановление и замену активов, диверсификацию и выживание предприятия) и брутто-инвестиции (сумма нетто-инвестиций и реинвестиций). По источнику инвестиции могут быть собственные, заемные, лизинговые, бюджетные, зарубежные, международные. По участию предприятия в процессе инвестирования — прямые и непрямые (опосредованно через специальные фонды).По пери­оду осуществления: кратко- и долгосрочные инвестиции. По периодич­ности получения доходов: нерегулярные и регулярные, т.е. аннуитет инвестиции, приносящие доход через регулярные промежутки времени, например в страховые и пенсионные фонды. По степени риска различают инвестиции безрисковые и рисковые с различной степенью риска, в том числе венчурные. По связи с инвестиционным циклом различают: пред-производственные (для осуществления НИОКР) и капитальные инвести­ции (на создание производственных фондов).

Капитальные вложения: особенности, состав, структура и проблема повышения эффективности/Капитальные вложения (КВ) - реальные инвестиции. В результате КВ изменяются объем, состав и структура основных фондов предпри­ятия, осуществляется их расширенное воспроизводство в формах: новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооруже­ние. На современном этапе экономического развития преимущественно используются реконструкция и техническое перевооружение, новое стро­ительство оправдано при освоении принципиально новых видов продук­ции, производство которых не может быть организовано на действую­щих предприятиях, а также для ликвидации и сокращения безработицы. Независимо от того в какой форме осуществляется расширенное вос­производство основных фондов, капитальные вложения включают сле­дующие элементы: 1) затраты на строительно-монтажные работы (затраты, связанные с возведением зданий, сооружений, подведением инженерных коммуникаций, монтажом оборудования); 2) затраты на оборудование; 3) прочие капитальные вложения (затраты на проектно-изыскательские работы, на содержание дирекции строящегося предпри­ятия и подготовку персонала).Различают следующие виды структур капитальных вложений: тех­нологическая структура (процентное соотношение отдельных элементов капитальных вложений); воспроизводственная структура (процентное соотношение капитальных вложений по формам расширенного воспро­изводства); отраслевая структура (процентное соотношение капиталь­ных вложений по отраслям промышленности или видам производимой продукции).Повышение эффективности КВ достигается на всех стадиях инвести­ционного цикла капитальных вложений: планирование - проектирование - строительное производство - освоение вновь введенных проектных мощ­ностей. На стадии планирования повышение эффективности КВ достига­ется в результате такого их распределения, чтобы одна и та же величина КВ давала наибольшую отдачу, наибольший эффект. Это обеспечивается следующими путями: 1) совершенствование всех видов структур капи­тальных вложений; 2) концентрация капитальных вложений на пусковых объектах, подлежащих вводу в действие в планируемом периоде, и сокра­щение числа одновременно ведущихся строек; 3) комплексный подход к финансированию инвестиций с учетом технологической последователь­ности строящегося объекта, правильного сопряжения вводов основных и вспомогательных цехов, комбинации последовательного и параллельного методов финансирования и выполнения строительных работ; 4) сопряже­ние капитальных затрат в основное производство и объекты социальной инфраструктуры; 5) обязательное выделение капитальных вложений на охрану окружающей среды; 6) экономическое обоснование необходимо­сти, целесообразности выбора наилучшего варианта строительства.Повышение эффективности на стадии проектирования достигается за счет сокращения сроков проектирования (применение типовых проектов позволяет существенно сократить объем проектной документации, затраты труда проектировщиков и сроки проектирования) и улучшения качества проектов (использование перспективных достижений науки и техники, вариантного и конкурсного проектирования). Основными направлениями ускорения освоения проектных показателей являются: сдача объектов «под ключ» строительными организациями; обеспечение комплексного ввода в эксплуатацию объектов основного и вспомогательного производ­ства, производственной и социальной инфраструктуры; своевременная подготовка персонала и создание необходимых запасов сырья, материа­лов, топлива и др. для вновь строящихся предприятий; организация свое­временного освоения запроектированной технологии производства про­дукции в экспериментальных и производственных условиях.