6. В зависимости от стадии товародвижения различают: оптово-отпускную цену предприятия, оптовую цену промышленности и розничную цену (табл. 19.1).
Состав цены. Любая цена включает в себя определенные элементы. В зависимости от вида цены состав элементов может меняться. Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Зная структуру цены товара, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги (определяется Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий год). На основе анализа структуры определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается соответствующий данному моменту и цели предприятия метод ценообразования.Стоимость продукции формируется исходя из себестоимости, прибыли, всех видов установленных налогов, франкировки, потребительских свойств продукции и конъюнктуры рынка. Общая модель формирования цен для производителя товара имеет следующий вид: где: С - полная себестоимость товара; Пр - прибыль; А - акциз для подакцизных товаров; ОЦФ - отчисления в местные и республиканские целевые бюджетные фонды (в соответствии с ''Законом о бюджете'' и налоговым законодательством Республики Беларусь на текущий момент ); ОЦ - оптовая цена изготовителя; НДС - налог на добавленную стоимость (18%); ООЦ с НдС - оптово-отпускная цена с НДС.Транспортные расходы по доставке товара до станции отправления в среднем размере включаются в полную себестоимость. Если договором определено условие франко-станция назначения, то транспортные расходы по доставке товара до станции назначения включаются в цену отдельным элементом и оплачиваются покупателем.
Ставки акцизов как косвенных налогов на подакцизные товары могут быть адвалорными (в процентах от оборота по реализации) или специфическими (в рублях на единицу продукции). Размер акциза определяется по формуле: где: А - акциз для подакцизных товаров; С - полная себестоимость товара; Пр - прибыль; %А - ставка акциза, %.Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится.Состав и норматив отчислений в местные и республиканские целевые бюджетные фонды от выручки определяется Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий год (на 2006 г. ставка отчислений 3%), Размер тчислений определяется по формуле:ОЦФ = (С + Пр + А)*%ОЦФ / (100 - %ОЦФ),где: ОЦФ - отчисления в местные и республиканские целевые бюджетные фонды; С - полная себестоимость товара; Пр - прибыль; А - акциз для подакцизных товаров; %ОЦФ - норматив отчислений, %.В Республике Беларусь принят зачетный (инвойсный) метод исчисления НДС. В себестоимость продукции не включается НДС, уплаченный по сырью, материалам и комплектующим (входной НДС). Во всех платежных документах отражается отдельной строкой сумма НДС. НДС, включаемый в оптово-отпускную цену, определяется по формуле:НДС - (С + Пр + А+ОЦФ)*%НДС / 100,где: НДС - налог на добавленную стоимость; С - полная себестоимость товара;
Пр - прибыль; А - акциз для подакцизных товаров; ОЦФ -отчисления в местные и республиканские целевые бюджетные фонды; %НДС - ставка НДС (18%, 10%, 0%), %.На второй стадии товародвижения в состав цены включаются оптовые надбавки оптовых посредников. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника, которая включает отпускную цену изготовителя и оптовую надбавку и определяется по формуле:оц = ооц сндс + он,где: ОЦ - оптовая цена промышленности; ООЦ сндс - оптово-отпускная цена с НДС; ОН - оптовая надбавка.На третьей стадии товародвижения в состав цены включается тор-говая надбавка розничной организации, устанавливаемая в процентах к отпускной цене производителя без НДС. Если на товар установлена фиксированная прейскурантная розничная цена, то в ее структуру вместо торговой надбавки входит торговая скидка, устанавливаемая в процентах к розничной цене. НДС и налог с продаж взимается с покупателя сверх розничной цены.Розничная цена с учетом налога с продаж определяется по формуле:РЦнп = РЦ сндс *(100 + %Нп)/100,где: РЦнп- розничная цена с учетом налога с продаж; РЦ сндс - розничная цена с НДС; %Нп - ставка налога с продаж (15%), %.Оптовая и торговая надбавка и торговая скидка предназначены для покрытия издержек обращения торговых организаций, уплаты всех установленных налогов и получения прибыли. Предусмотрено ограничение размера оптовой надбавки: не более 20% к отпускной цене независимо от количества посредников, а при транзитных операциях - не более 5%. Предусмотрено ограничение размера торговой надбавки: не более 30% к отпускной цене.
Обоснование цены на предприятииПроцесс ценообразования на предприятии предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам:1-й этап - постановка целей и задания ценообразования. Цена товара является переменным фактором, который оказывает прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы фирмы. С помощью устанавливаемой цены на товар можно: 1) обеспечить выживаемость (высокая конкуренция - низкие цены); 2) максимизировать текущую прибыль; 3) завоевать лидерство по доли рынка (низкая цена - рост спроса - рост прибыли); 4) завоевать лидерство по показателям качества (высокое качество - высокие издержки - высокая цена).2-й этап - определение спроса. Спрос определяет максимальную цену. Закон спроса - обратная зависимость спроса от цены. Определяют вероятное количество товаров, которое можно продать на рынке в течение определенного времени по ценам разного уровня. Учитывают эластичность спроса по цене через коэффициент эластичности спроса по цене, который показывает, на сколько процентов изменяется спрос (объемы продаж) при изменении цены на один процент.3-й этап - оценка издержек производства. Издержки производства определяют минимальную цену товара. Определяют постоянные, переменные, валовые издержки производства при различных объемах производства. Стремятся установить такую цену, которая покрывала бы все издержки производства и обеспечивала бы справедливую прибыль.4-й этап - анализ цен и качества товаров конкурентов. Если спрос определяет максимальную цену, издержки производства — минимальную цену, то разница между ними и есть «поле игры» для принятия решения об уровне цены. На этом «поле игры» изучают цену и качество конкурентов, объективно определяют положение своего товара по отношению к товарам конкурентов, устанавливают цену на товар, прогнозируют ценовую реакцию конкурента на появление нового товара с соответствующей ценой.5-й этап - выбор метода ценообразования. При выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов и др.), а также степень новизны товара, наличие дифференциации товара по качеству, стадию жизненного цикла товара.6-й этап -расчет исходной цены. Ведется в соответствии с выбранным методом.7-й этап - учет дополнительных факторов. Учитывается психология восприятия цен, фактор престижности, влияние на цены конкурентов и др.8-й этап - установление окончательной цены, регистрация цены на новые товары в установленном порядке.
Методы ценообразованияРазличают затратные, рыночные и нормативно-параметрические методы определения цен.
Затратные методы ценообразования1. Метод, основанный на определении полных издержек. Суть метода состоит в суммировании совокупных издержек - переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки - и прибыли, которую фирма рассчитывает получить. Главное преимущество данного метода -его простота и удобство. Недостатки: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке; размер цены зависит от способа распределения постоянных издержек по продуктам.2. Метод прямых затрат. Суть метода состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли. При этом постоянные расходы не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции («маржинальной» прибыли). Преимущество: простота и удобство. Недостатки: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос, конкуренция на рынке.3. Метод целевого ценообразования. Расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли основывается на сопоставлении издержек с ожидаемыми поступлениями при различных объемах продаж. Преимущество: обеспечивает покрытие издержек, обосновывает целевой размер прибыли. Недостатки: при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке; размер прибыли обосновывается объемом продаж, которые зависят от цены.4. Метод учета рентабельности инвестиций. Суть метода состоит в оценке полных затрат при различных программах выпуска товара и определении объема выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие инвестиции. Преимущество: учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара; подходит при принятии решений о величинеобъема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Недостаток: использование процентных ставок, которые в условиях инфляции неопределенны во времени.
Инвестиции: сущность, состав и классификация/Инвестиции - любое имущество и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного результата.По экономической сути реализованные инвестиции представляют собой разовые, единовременные затраты, направленные на создание производственных ресурсов предприятия (основных фондов и оборотных средств, обучение и повышение квалификации персонала), на увеличение его реального капитала. Инвестиции - вложения в активы предприятия. В качестве инвестиций может использоваться следующее имущество и права:•денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности); •имущественные права, вытекающие из авторского права, права промышленной собственности, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау и другие интеллектуальные ценности;• права пользования землей или другими природными ресурсами; • другие ценности.Исходя из особенностей объектов инвестирования, инвестиции классифицируются по экономической сути на реальные, финансовые, интеллектуальные. Реальные (капиталообразующие) - инвестиции в отрасли материальною производства для увеличения реального капитала предприятия. К таким инвестициям относятся долговременные вложения в строительство зданий, сооружений, приобретение оборудования, вычислительной техники и других объектов основных фондов. Финансовые (портфельные, номинальные) - инвестиции в ценные бумаги, в приобретение облигаций, акций, долей, паев и т.п. Интеллектуальные - инвестиции в образование, квалификацию, опыт, объекты интеллектуальной собственности. Венчурные - высокорисковые вложения, обусловленные необходимостью финансирования инновационных программ предприятия в области высоких технологий.Все виды инвестиций между собой взаимосвязаны. В процессе инвестиционной деятельности финансовые инвестиции как вложения в акции используются акционерным обществом для приобретения основных фондов, т. е. трансформируются в реальные. Реальные инвестиции в основные фонды называются капитальными вложениями.По цели инвестирования различают инвестиции: 1) обязательные, необходимые для продолжения деятельности предприятия (экология, безопасность и т.п.); 2) направленные на снижение издержек - связаны с поддержанием онкурентоспособности, совершенствованием технологии, повышением качества товаров и услуг; 3) направленные на расширение и обновление предприятия - связаны с заменой и модернизацией устаревших и строительством новых основных фондов; 4) по освоению новых услуг и рынков - связаны с развитием сервисных сетей, диверсификацией производства; 5) по покупке нематериальных активов через договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинг), предусматривающий передачу за вознаграждение прав на пользование объектами интеллектуальной собственности; 6) по приобретению финансовых активов - направлены на образование финансовых альянсов, объединений, финансово-промышленных групп либо на поглощение других предприятий для расширения рынков сбыта, получения новых источников финансовых ресурсов и сужения круга конкурентов и другие цели.По связи с процессом воспроизводства различают:нетто-инвестиции (начальные инвестиции, необходимые при создании предприятия и расширении производства); реинвестиции (на восстановление и замену активов, диверсификацию и выживание предприятия) и брутто-инвестиции (сумма нетто-инвестиций и реинвестиций). По источнику инвестиции могут быть собственные, заемные, лизинговые, бюджетные, зарубежные, международные. По участию предприятия в процессе инвестирования — прямые и непрямые (опосредованно через специальные фонды).По периоду осуществления: кратко- и долгосрочные инвестиции. По периодичности получения доходов: нерегулярные и регулярные, т.е. аннуитет — инвестиции, приносящие доход через регулярные промежутки времени, например в страховые и пенсионные фонды. По степени риска различают инвестиции безрисковые и рисковые с различной степенью риска, в том числе венчурные. По связи с инвестиционным циклом различают: пред-производственные (для осуществления НИОКР) и капитальные инвестиции (на создание производственных фондов).
Капитальные вложения: особенности, состав, структура и проблема повышения эффективности/Капитальные вложения (КВ) - реальные инвестиции. В результате КВ изменяются объем, состав и структура основных фондов предприятия, осуществляется их расширенное воспроизводство в формах: новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение. На современном этапе экономического развития преимущественно используются реконструкция и техническое перевооружение, новое строительство оправдано при освоении принципиально новых видов продукции, производство которых не может быть организовано на действующих предприятиях, а также для ликвидации и сокращения безработицы. Независимо от того в какой форме осуществляется расширенное воспроизводство основных фондов, капитальные вложения включают следующие элементы: 1) затраты на строительно-монтажные работы (затраты, связанные с возведением зданий, сооружений, подведением инженерных коммуникаций, монтажом оборудования); 2) затраты на оборудование; 3) прочие капитальные вложения (затраты на проектно-изыскательские работы, на содержание дирекции строящегося предприятия и подготовку персонала).Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическая структура (процентное соотношение отдельных элементов капитальных вложений); воспроизводственная структура (процентное соотношение капитальных вложений по формам расширенного воспроизводства); отраслевая структура (процентное соотношение капитальных вложений по отраслям промышленности или видам производимой продукции).Повышение эффективности КВ достигается на всех стадиях инвестиционного цикла капитальных вложений: планирование - проектирование - строительное производство - освоение вновь введенных проектных мощностей. На стадии планирования повышение эффективности КВ достигается в результате такого их распределения, чтобы одна и та же величина КВ давала наибольшую отдачу, наибольший эффект. Это обеспечивается следующими путями: 1) совершенствование всех видов структур капитальных вложений; 2) концентрация капитальных вложений на пусковых объектах, подлежащих вводу в действие в планируемом периоде, и сокращение числа одновременно ведущихся строек; 3) комплексный подход к финансированию инвестиций с учетом технологической последовательности строящегося объекта, правильного сопряжения вводов основных и вспомогательных цехов, комбинации последовательного и параллельного методов финансирования и выполнения строительных работ; 4) сопряжение капитальных затрат в основное производство и объекты социальной инфраструктуры; 5) обязательное выделение капитальных вложений на охрану окружающей среды; 6) экономическое обоснование необходимости, целесообразности выбора наилучшего варианта строительства.Повышение эффективности на стадии проектирования достигается за счет сокращения сроков проектирования (применение типовых проектов позволяет существенно сократить объем проектной документации, затраты труда проектировщиков и сроки проектирования) и улучшения качества проектов (использование перспективных достижений науки и техники, вариантного и конкурсного проектирования). Основными направлениями ускорения освоения проектных показателей являются: сдача объектов «под ключ» строительными организациями; обеспечение комплексного ввода в эксплуатацию объектов основного и вспомогательного производства, производственной и социальной инфраструктуры; своевременная подготовка персонала и создание необходимых запасов сырья, материалов, топлива и др. для вновь строящихся предприятий; организация своевременного освоения запроектированной технологии производства продукции в экспериментальных и производственных условиях.
- Ценообразование на предприятии
- 6. В зависимости от стадии товародвижения различают: оптово-отпускную цену предприятия, оптовую цену промышленности и розничную цену (табл. 19.1).
- Инвестиционная деятельность: сущность, основные направления и источники финансирования
- Инвестиционное решение и принципы его принятия
- Оценка экономической эффективности инвестиций
- Основные показатели экономической эффективности инвестиционного проекта
- Структура инновационного цикла
- Формы и предпосылки организации внутрихозяйственного расчета
- Планирование и стимулирование работы подразделений предприятия
- Диверсификация производства: понятие, виды, эффективность