logo
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ(ПРЕДПРИЯТИЯ)

Ценообразование на предприятии

Цена товара: экономическое содержание, функции и факторы, ее определяющие/Цена - денежное выражение стоимости товара. Цена определяет меру полезности товара для потребителя. В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции.Функции цены: 1) измерительная - позволяет определить количе­ство денег, которые продавец должен получить за товар, а покупатель уплатить. Цена дает возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи; 2)учет­ная - отражает общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оценивает затраты и результаты производства; 3) регулирующая - выступает инструментом регулирования экономиче­ских процессов и уравновешивает спрос и предложение путем соедине­ния их платежеспособностью производителя и потребителя; 4) стиму­лирующая - используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д.; 5) распределительная - обеспечивает перерас­пределение вновь созданной стоимости между отраслями и секторами национальной экономики, социальными группами, так как предусматри­вает в составе цены ряд налогов, выплачиваемых из выручки (акцизы, НДС и др.) и поступающих в бюджет государства, региона и т.д.

Факторы, определяющие величину и динамику ценФакторы, лежащие в сфере производства - влияют на величину затрат трудовых и материальных ресурсов по созданию товара: научно-техниче­ский прогресс, специализация и концентрация производства, квалифика­ция работников, организация труда, производства и упрааления, природные и др. Факторы, лежащие в сфере обращения и потребления товара -соотношение спроса и предложения, покупательная способность денег, требования к качеству, рационализация структуры потребления и др.Базовые (неконъюнктурные) - издержки производственного и непро­изводственного характера (прямая связь). Конъюнктурные - связаны с изменчивостью рыночной среды, предпочтений потребителей и макро­экономических и политических условий и др. Регулирующие - определя­ются степенью вмешательства государства в экономику.Внутренние - свойства товара, способ производства, организаци­онный и технический уровень производства, ориентация на различные сегменты рынка, жизненный цикл товара, организация сервиса, имидж, реклама, стимулирование сбыта и продвижение товара и др. Внешние -экономическая и политическая обстановка, уровень доходов и сбереже­ний, инфляция, масштабы госрегулирования, наличие и уровень конку­ренции, налоговая политика и др.

Виды цен. Состав, структура и порядок формирования цен/Виды цен. Цены различаются по ряду классификационных при­знаков.1. По масштабу торговых операций и характеру реализуемого товара различают: оптовые цены — цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организа­циям обычно крупными партиями; розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению; закупочные цепы - цены на продукцию сельского хозяйства, закупаемую заготовителями, в том числе у населения; тарифы - цены на транспортные, коммунальные и бытовые услуги населению.2. В зависимости от государственного регулирования различают: свободные цены (рыночные) - цены, устанавливаемые производителями на основе спроса и предложения на рынке; договорные цены - цены, устанавливаемые соглашением между покупателем и производителем (фиксируются в контракте); регулируемые цены — это цены, устанавли­ваемые государственными органами управления, или цена, в отношении которой органы управления устанавливают ограничивающие ее условия. Регулируемые цены в свою очередь могут быть гарантированные, реко­мендуемые, лимитные, залоговые, пороговые (защитные).

Регулирующее воздействие проявляется в форме: 1) установления верхнего абсолютного уровня цены путем определения базового уровня и предельных ценовых коэффициентов; 2) ограничения роста цены через норму прибыли по отношению к базе (себестоимости, зарплате и др.); 3) ограничения вознаграждения посредников (лимит надбавок); 4) уста­новления нижнего предела цены, например, на научно-техническую про­дукцию для стимулирования НТП.3. По способу фиксации различают: твердые цены - цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по договору, в котором указывается: «цена твердая, изменению не подлежит». Подвижная цена означает, что зафик­сированная в договоре цена может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится. В договоре предусматри­вается «оговорка о повышении и понижении цены». Скользящая цена -цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках про­изводства за период времени, необходимый для изготовления продукции, обычно на товары с длительным сроком изготовления. В договоре фикси­руется исходная цена, оговаривается ее структура: переменные расходы(расходы на сырье и материалы, зарплату), доля постоянных расходов (накладные расходы, амортизация), прибыль, а также приводится метод расчета скользящей цены.4. По условиям поставки и продажи различают: цена-нетто - цена на месте купли-продажи; цена-брутто (фактурная цена) - определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера подтоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франко» и условия страховки). В товарно-транспортных накладных цена товара показывается с указанием франки­ровки - установление пути продвижения товара потребителю, до которого транспортные расходы несет поставщик, и включение этих расходов в цену. Основные виды условия франко: франко- склад изготовителя, франко - станция отправления, франко - вагон - станция отправления, франко-вагон - станция назначения, франко-станция назначения, франко-склад потребителя.5. С учетом фактора времени различают: постоянные, сезонные, ступенчатые цены. По способу получения информации об уровне цены различают публикуемые (справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов) и расчетные цены. В зависимости от вида рынка различают цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов.