logo search
шпоры (финансы)

41. Налоги как доходная часть федерального бюджета

ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА

     Статья 41. 

Виды доходов бюджетов 

1. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. 

2. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательств  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. 

3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета. 

4. К неналоговым доходам относятся: 

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 

• доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; 

• доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; 

• иные неналоговые доходы. 

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 

1. В доходах бюджетов учитываются:

• средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счета  кредитных организациях; 

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; 

• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджет  ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечен  переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям; 

• плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджет иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основе; 

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим к субъектам РФ или муниципальным образованиям; 

• часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; 

• другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. 

Статья 43. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. 

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации. 

Статья 44. 

Финансовая помощь

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы Российской Федерации в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. 

Статья 45.

Безвозмездные перечисления 

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете. 

Статья 46. 

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия       Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации. 

Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями судов. 

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. 

Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса РФ, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов РФ, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 

Статья 47. 

Собственные доходы бюджетов 

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. 

К собственным доходам бюджетов относятся: 

- налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных Фондов законодательством Российской Федерации;  

- неналоговые доходы, указанные в абзацах втором - пятом пункта 4 статьи 41 настоящего Кодекса; 

- иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.        Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.       Статья 48. 

Регулирующие доходы бюджетов 

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов. 

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.