42. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
Кроме чисто фискальной функции, система налогов и сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.
Основные направления воздействия финансово-бюджетного механизма государства на процесс расширенного воспроизводства следующие:
• бюджетное субсидирование, например, на закупки излишков сельскохозяйственной продукции, на поддержание розничных цен;
• государственные инвестиции в экономику;
• прямое субсидирование предприятий в виде дотаций или возвратных ссуд, кредитная политика. Получение государственных кредитов избавляет от риска и высвобождает собственные средства компаний;
• введение при необходимости денежно-кредитных ограничений. Сюда относится регулирование цен, условий потребительского кредита, ограничение кредита, валютный контроль;
• лицензирование. Правительство США в военное время выдавало лицензии на закупку дефицитного сырья, такого, как легированные стали, медь, алюминий;
• законодательство о частной торговле: стандартизация продукции, государственный арбитраж, антитрестовское законодательство;
• финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• налоговая политика.
Помимо этого, в период кризисов перепроизводства государство проводит рестрикционную политику, суть которой — в ограничении выпуска товаров. Одновременно государство берет на себя организацию общественных работ, предоставление субсидий и дешевого кредита, увеличивает закупки.
В современный период развивается экономическое программирование. Оно предполагает постановку хозяйственных задач и выработку системы мер по их решению. Основная цель при этом — координация государственных мероприятий: регулирование инвестиций, распределение кредита, определение направленности бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования, политика в области заработной платы и социальных нужд и т. д. Экономическое программирование приводит к дальнейшему повышению роли государства. Сколько-нибудь заметная переориентация национальной экономики в заданном направлении невозможна без вмешательства государства в инвестиционную политику.
Диктуемые правительством условия финансовых привилегий позволяют ему ориентировать развитие отдельных отраслей хозяйства в соответствии с необходимостью решения поставленных первоочередных задач. Первым этапом экономического программирования является прогнозирование, т.е. получение объективной оценки будущего развития экономики без попыток воздействовать на него.
- 1.Понятие финансов и их сущность
- 2. Взаимодействие финансов, цены, кредита и денег в распределительных процессах: общее и особенное
- 3. Формирование финансовых отношений и их роль в системе товарно-денежных отношений
- 4. Дискуссионные вопросы финансов
- 5. Роль финансов в решении экологических проблем
- 6. Методы управления финансами: понятие, виды, содержание.
- 7. Общее и особенное финансов и кредита в экономическом механизме
- 8. Финансовая система государства и ее базовые типы:
- 10.Составные звенья финансовой системы государства
- 11. Финансовая политика: виды и характеристика
- 12. Финансы государственных предприятий их особенности
- 13.Финансовый контроль
- 14. Международные финансовые отношения
- 17. Этапы развития международных валютных отношений
- 18. Финансовое прогнозирование
- 20. Бюджетный федерализм в финансовой системе России
- 21. Формирование и использование внебюджетных фондов
- 22. Понятие государственных займов и их классификация
- 23. Платежный баланс России
- 27. Расходы на социальное обеспечение
- 28. Система государственных доходов рф
- 31. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
- 32. Финансовое планирование на предприятиях
- 35. Источники формирования финансовых ресурсов государства
- 37. Управление внешним долгом
- 38. Регулирование внутреннего долга
- 39. Управление государственным долгом на современном этапе
- 40. Элементы налоговой системы и классификация
- 41. Налоги как доходная часть федерального бюджета
- 42. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
- 43. Соотношение прямого и косвенного налогообложения
- 44. Функции налогов и их содержание
- 45. Экономическая природа налогов с населения
- 46. Финансовые ресурсы, источники их образования и направления их использования
- 47. Основные признаки и функции финансовых рынков
- 48/ Финансовые основы страхования
- 49. Финансовый рынок
- 50. Фондовый рынок
- 51. Рынок ссудных капиталов
- 52. Валютная система России
- 53. Концепция денежно-кредитной политики
- 54. Государственный кредит в рф
- 55. Кредитные отношения предприятий с банками: современная практика
- 56. Кредитная система России
- 57. Банковская система России
- 58. Банки и банковская деятельность в России
- 59. Коммерческие банки и их классификация
- 60. Банковское регулирование и банковский надзор
- 61. Система межбюджетных трансфертов
- 62. Формы кредитования и их характеристика
- 63. Внебюджетные фонды: понятие, составные части, источники их формирования
- 64. Структура финансового законодательства России
- 65. Денежная система и механизм денежного обращения
- 67. Регулирование системы денежного обращения
- 68. Наличное и безналичное денежное обращение
- 69. Расчеты платежными требованиями
- 70. Функции счетной палаты в рф