13.Финансовый контроль
Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.
Основные задачи финансового контроля заключаются в:
проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
выявлении внутренних резервов производства;
устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:
1)по времени проведения (предварительный, текущий, последующий)
2)по субъектам контроля (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский)
3)по сфере финансовой деятельности (бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой)
4)по форме проведения (проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, мониторинг, ревизии)
Как правило, процесс финансового контроля включает следующие основные этапы:
1.планирование
2.проведение контроля
3.систематизация результатов контроля
4.реализация результатов
Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ "О счетной политике Российской Федерации" от 11 января 1995 г. выступает ведущим органом финансового контроля.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено осуществление Счетной палатой контроля за исполнением федерального бюджета, социальными внебюджетными фондами, состоянием внутреннего и внешнего долга государства.
Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.
Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.
- 1.Понятие финансов и их сущность
- 2. Взаимодействие финансов, цены, кредита и денег в распределительных процессах: общее и особенное
- 3. Формирование финансовых отношений и их роль в системе товарно-денежных отношений
- 4. Дискуссионные вопросы финансов
- 5. Роль финансов в решении экологических проблем
- 6. Методы управления финансами: понятие, виды, содержание.
- 7. Общее и особенное финансов и кредита в экономическом механизме
- 8. Финансовая система государства и ее базовые типы:
- 10.Составные звенья финансовой системы государства
- 11. Финансовая политика: виды и характеристика
- 12. Финансы государственных предприятий их особенности
- 13.Финансовый контроль
- 14. Международные финансовые отношения
- 17. Этапы развития международных валютных отношений
- 18. Финансовое прогнозирование
- 20. Бюджетный федерализм в финансовой системе России
- 21. Формирование и использование внебюджетных фондов
- 22. Понятие государственных займов и их классификация
- 23. Платежный баланс России
- 27. Расходы на социальное обеспечение
- 28. Система государственных доходов рф
- 31. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
- 32. Финансовое планирование на предприятиях
- 35. Источники формирования финансовых ресурсов государства
- 37. Управление внешним долгом
- 38. Регулирование внутреннего долга
- 39. Управление государственным долгом на современном этапе
- 40. Элементы налоговой системы и классификация
- 41. Налоги как доходная часть федерального бюджета
- 42. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
- 43. Соотношение прямого и косвенного налогообложения
- 44. Функции налогов и их содержание
- 45. Экономическая природа налогов с населения
- 46. Финансовые ресурсы, источники их образования и направления их использования
- 47. Основные признаки и функции финансовых рынков
- 48/ Финансовые основы страхования
- 49. Финансовый рынок
- 50. Фондовый рынок
- 51. Рынок ссудных капиталов
- 52. Валютная система России
- 53. Концепция денежно-кредитной политики
- 54. Государственный кредит в рф
- 55. Кредитные отношения предприятий с банками: современная практика
- 56. Кредитная система России
- 57. Банковская система России
- 58. Банки и банковская деятельность в России
- 59. Коммерческие банки и их классификация
- 60. Банковское регулирование и банковский надзор
- 61. Система межбюджетных трансфертов
- 62. Формы кредитования и их характеристика
- 63. Внебюджетные фонды: понятие, составные части, источники их формирования
- 64. Структура финансового законодательства России
- 65. Денежная система и механизм денежного обращения
- 67. Регулирование системы денежного обращения
- 68. Наличное и безналичное денежное обращение
- 69. Расчеты платежными требованиями
- 70. Функции счетной палаты в рф