logo search
Учебник Анализ / Учебник Анализ

2.12. Производственный леверидж (рычаг)

С анализом постоянных и переменных затрат на производство и реализацию продукции во взаимосвязи с выручкой и прибылью связывают расчет производственного левериджа или производственного рычага.

По определению В.В. Ковалева [10, с. 366], производственный леверидж – потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.

В учебниках и учебных пособиях формулы расчета производственного левериджа различаются. Так, Г.В. Савицкая производственный леверидж определяет как отношение прироста прибыли в % к приросту выручки в % [26, с. 300]. В.В. Ковалев уровень производственного левериджа определяет как отношение постоянных затрат к переменным [10, с. 359].

Для определения уровня производственного левериджа воспользуемся формулой, предложенной В.В. Ковалевым. Производственный леверидж – отношение суммы постоянных затрат к сумме переменных затрат

.

Кроме производственного левериджа рассчитывается эффект производственного левериджа () как отношение маржинального дохода к прибыли от продаж

.

Эффект производственного левериджа показывает, на сколько процентов изменится прибыль от реализации продукции при изменении выручки на 1%.

Эффект производственного левериджа тем больше, чем выше значение производственного левериджа, т.е. чем выше доля постоянных затрат в себестоимости. Большее значение эффекта производственного левериджа позволяет предприятию быстрее наращивать прибыль.

Итак, величина производственного левериджа зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре себестоимости. Чем выше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем выше значение производственного левериджа. Проверим данное утверждение на условном примере.

Рассмотрим три возможных ситуации на предприятии. Объем реализации, полная себестоимость и цена продукции в анализируемых ситуациях одинаковы, различается структура затрат. Исходные данные и расчет производственного левериджа приведены в табл. 2.96.

Таблица 2.96

Расчет производственного левериджа

Показатели

1 ситуация

2 ситуация

3 ситуация

1. Объем реализации продукции, м3

200000

200000

200000

2. Цена за единицу, руб.

2350

2350

2350

3. Выручка от реализации,

тыс. руб.

470000

470000

470000

4. Полные переменные затраты, тыс. руб.

320000

300000

280000

5. Переменные затраты на единицу продукции, руб.

1600

1500

1400

6. Постоянные затраты,

тыс. руб.

112384

132384

152384

7. Себестоимость продукции, тыс. руб.

432384

432384

432384

8. Доля постоянных затрат в себестоимости, %

26

31

35

9. Производственный леверидж

0,35

0,44

0,54

Окончание табл. 2.96

Показатели

1 ситуация

2 ситуация

3 ситуация

10. Прибыль от продаж, тыс. руб.

37616

37616

37616

11. Маржинальный доход,

тыс. руб.

150000

170000

190000

12. Маржинальный доход на единицу продукции, руб.

750

850

950

13. Точка безубыточности, м3

149845,33

155745,88

160404,21

14. Эффект производственного левериджа

3,988

4,519

5,051

По данным таблицы видно, что наибольшее значение производственного левериджа достигается у предприятия с наибольшей долей постоянных затрат в себестоимости (3 ситуация). Доля постоянных затрат в себестоимости увеличивается с 26% до 35%, производственный леверидж соответственно увеличивается с 0,35 до 0,54. Увеличение выручки от реализации продукции на 1% при сложившейся структуре себестоимости обеспечивает прирост прибыли от продаж в первой ситуации на 3,988 %, во второй – на 4,519 %, в третьей – на 5,051 %. Эффект производственного левериджа растет с повышением доли постоянных затрат в себестоимости.

Необходимо отметить, что эффект производственного левериджа характеризует не только рост прибыли, но и ее снижение. Так, при снижении объемов продаж в третьей ситуации предприятие будет терять прибыль быстрее. Следовательно, величина производственного левериджа характеризует степень производственного риска предприятия. Рост производственного левериджа ведет к росту точки безубыточности, что также свидетельствует о повышении риска предприятия.

Таким образом, предприятия с более высоким уровнем постоянных затрат, а следовательно и с более высоким производственным левериджем, несут больший риск потери прибыли и получения убытка при неблагоприятном развитии ситуации на рынке. Если ситуация на рынке благоприятная для развития бизнеса, объемы продаж растут, то для предприятия предпочтительнее высокий производственный леверидж, высокая доля постоянных затрат. И наоборот, если рыночная ситуация неблагоприятная, то для предприятия выгоден низкий производственный леверидж с меньшей долей постоянных затрат. Следовательно, в зависимости от рыночной ситуации производственным левериджем можно управлять на основе регулирования соотношения постоянных и переменных затрат в общей величине себестоимости.

Если возникает необходимость увеличения эффекта производственного левериджа, то необходимо изучить возможность перевода части затрат (например, заработной платы) из категории переменных в категорию постоянных. Это приведет к повышению производственного левериджа и, следовательно, к большему эффекту производственного рычага. Напротив, если необходимо снизить риски и уменьшить эффект производственного левериджа, то следует рассмотреть возможность перевода затрат из категории постоянных в категорию переменных. Таким образом, меняя структуру затрат, мы влияем на производственный леверидж и на изменение эффекта производственного рычага.

Продемонстрируем на примере действие эффекта производственного левериджа, рассмотрим влияние производственного левериджа на прибыль предприятия в условиях изменения объема реализации продукции. Рассмотрим два варианта изменения объема реализации продукции для тех же ситуаций производственно-финансовой деятельности предприятия .

1 вариант – объем реализации продукции снижается на 12%.

2 вариант – объем реализации продукции увеличивается на 15%.

Расчеты представлены в табл. 2.97.

Таблица 2.97

Влияние производственного левериджа на прибыль предприятия

Показатели

1

ситуация

2

ситуация

3

ситуация

1. Объем реализации продукции, м3

200000

200000

200000

1 вариант (снижение на 12%)

176000

176000

176000

2 вариант (увеличение на 15%)

230000

230000

230000

2. Выручка от реализации,

тыс. руб.

470000

470000

470000

1 вариант

413600

413600

413600

2 вариант

540500

540500

540500

3. Полные переменные затраты,

тыс. руб.

320000

300000

280000

1 вариант

281600

264000

246400

2 вариант

368000

345000

322000

4. Постоянные затраты, тыс. руб.

112384

132384

152384

1 вариант

112384

132384

152384

2 вариант

112384

132384

152384

5. Себестоимость продукции, тыс. руб.

432384

432384

432384

1 вариант

393984

396384

398784

2 вариант

480384

477384

474384

6. Производственный леверидж

0,35

0,44

0,54

1 вариант

0,40

0,50

0,62

2 вариант

0,31

0,38

0,47

7. Прибыль от продаж, тыс. руб.

37616

37616

37616

1 вариант

19616

17216

14816

2 вариант

60116

63116

66116

С уменьшением объема реализации растет доля постоянных затрат в себестоимости, увеличивается производственный леверидж. При уменьшении объема реализации продукции прибыль от продаж больше в ситуации с меньшим значением производственного левериджа (в первой ситуации прибыль по первому варианту составила 19616 тыс. руб., производственный леверидж – минимальный). С увеличением объема реализации продукции доля постоянных затрат снижается, снижается производственный леверидж. По второму варианту развития событий прибыль от продаж больше на предприятии с наибольшим значением производственного левериджа (в третьей ситуации прибыль предприятия составила 66616 тыс. руб., производственный леверидж – максимальный).

Проанализируем детально изменение прибыли под влиянием изменения объема реализации продукции по трем возможным ситуациям развития событий на предприятии.

Первая ситуация. При снижении выручки на (470000 – 413600) = 56400 тыс. руб. или на 12% прибыль уменьшилась на (37616 – 19616) = 18000 тыс. руб. или на 47,85% по сравнению с базовым вариантом (). Рассчитаем соотношение изменения выручки и прибыли:. При снижении выручки на 1% прибыль от продаж снижается на 3,988%, что подтверждает значение ранее рассчитанного эффекта производственного левериджа (табл. 2.96). По второму варианту увеличение объема реализации на 15% должно привести к увеличению прибыли в соответствии со значением эффекта производственного левериджа на (3,9875% 15%) = 59,81%.

В данном случае для точности расчетов предпочтительнее не округлять значение эффекта производственного левериджа, а использовать более точное значение. Проверим. Определим прирост прибыли по второму варианту по сравнению с базовым: ().

Вторая ситуация. При снижении выручки на 56400 тыс. руб. или на 12% прибыль уменьшилась на (37616 –17216) = 20400 тыс. руб. или на 54,23%. Рассчитаем соотношение изменения выручки и прибыли: .

При снижении выручки на 1% прибыль от продаж снижается на 4,519%, что подтверждает значение ранее рассчитанного эффекта производственного левериджа для второй ситуации (табл. 2.96). По второму варианту увеличение объема реализации на 15% должно привести к увеличению прибыли на (4,519%  15%) = 67,79%. Проверим. Определим прирост прибыли по второму варианту по сравнению с базовым: ().

Третья ситуация. При снижении выручки на 56400 тыс. руб. или на 12% прибыль уменьшилась на (37616 –14816) = 22800 тыс. руб. или на 60,61%. Рассчитаем соотношение изменения выручки и прибыли: .

При снижении выручки на 1% прибыль от продаж снижается на 5,051%, что подтверждает значение ранее рассчитанного эффекта производственного левериджа для данной ситуации (табл. 2.96). По второму варианту увеличение объема реализации на 15% должно привести к увеличению прибыли на (5,051%×15%) = 75,765%=75,77%. Проверим. Определим прирост прибыли по второму варианту по сравнению с базовым: ().

Таким образом, самый высокий эффект производственного левериджа наблюдается в третьей ситуации (5,051, табл. 2.96). А это означает, что, в случае снижения объемов реализации, предприятие будет терять прибыль быстрее (по сравнению с первой и второй ситуациями).

Как снизить риск возможных финансовых потерь в случае снижения объема реализации продукции? Необходимо предпринять действия по замедлению снижения прибыли, снижению действия эффекта производственного левериджа. Поскольку величина производственного левериджа зависит от доли постоянных затрат, следовательно, необходимо изыскать возможность снизить постоянные затраты.

Предположим, в составе постоянных затрат 40000 тыс. руб. – заработная плата административно-управленческого аппарата. (АУП). В анализируемом периоде выручка составляла 470000 тыс. руб. (табл. 2.96, ситуация 3). Заработная плата АУП в процентах к выручке составляет:

.

Поскольку при прогнозном падении объема продаж возрастает риск потери прибыли в соответствии с эффектом производственного левериджа – 5,051%. Для снижения возможных потерь переведем заработную плату административно-управленческого аппарата из категории постоянных затрат в переменные, установим зависимость заработной платы АУП от объемов реализации продукции. Так, при снижении объема реализации на 12%, выручка составит 413600тыс. руб., а заработная плата АУП  413600  0,085 = 35156 тыс. руб. Дальнейшие расчеты выполним в табличной форме (табл. 2.98).

Таблица 2.98

Оптимизация прибыли за счет снижения производственного левериджа

Показатели

Значение показателей в базовом варианте (отчетный период)

Значение показателей при прогнозном снижении объема реализации на 12%, заработная плата АУП – постоянные затраты

Значение показателей при прогнозном снижении объема реализации на 12%, заработная плата АУП – 8,5% от выручки

1. Объем реализации продукции, м3

20000

176000

176000

2. Цена за единицу, руб.

2350

2350

2350

3. Выручка от реализации,

тыс. руб.

470000

413600

413600

4. Полные переменные затраты, тыс. руб.

280000

246400

246400+(413600

0,085) = 281556

5. Постоянные затраты,

тыс. руб.

152384

152384

152384 – 40000=

=112384

В том числе заработная плата АУП

40000

40000

6. Доля постоянных затрат в себестоимости, %

35

38

29

7. Производственный леверидж

0,54

0,62

0,40

8. Прибыль от продаж, тыс. руб.

37616

14816

19660

Результаты расчетов показали, что при одном и том же объеме реализации (176000 м3) размер получаемой прибыли от продаж изменяется за счет изменения структуры себестоимости, т.е. изменения доли постоянных и переменных затрат. В случае, если прогнозируется снижение объема реализации продукции, то для меньшей потери прибыли целесообразно часть затрат из категории постоянных перевести в переменные. Так, в нашем примере при снижении объемов реализации на 12% и сохранении прежней структуры себестоимости (доля постоянных затрат – 35%), прибыль от продаж составит 14816 тыс. руб. Если изменить структуру себестоимости (долю постоянных затрат увеличить до 29%) за счет перевода заработной платы АУП из категории постоянных в категорию переменных, то размер прибыли от продаж составит – 19660 тыс. руб. Таким образом, можно будет избежать потерь прибыли в размере 19660 – 14816 = 4844 тыс. руб.

При увеличении объемов продаж для максимизации прибыли целесообразно увеличивать долю постоянных затрат, т.е. затраты из категории переменных переводить в категорию постоянных. Структуру себестоимости предпочтительнее изменять за счет тех элементов затрат, которые имеют значительный удельный вес в составе себестоимости.