logo
Учебник Анализ / Учебник Анализ

2.11. Анализ взаимосвязи затрат на производство и реализацию продукции (работ), объема продаж и прибыли. Расчет точки безубыточности

Анализ взаимосвязи затрат на производство и реализацию продукции (работ), выручки от реализации и прибыли от продаж основывается на классификации затрат в зависимости от изменения объема производства продукции (работ).

Все затраты, включаемые в себестоимость, в зависимости от изменения объема производства продукции (работ) можно разделить на постоянные (условно-постоянные) и переменные (условно-переменные).

Постоянные затраты () – это затраты, которые не меняются (остаются постоянными) при изменении объемов производства продукции (работ). К постоянным затратам относятся: арендная плата, лизинговые платежи, амортизация, административно-хозяйственные и коммерческие расходы и другие обязательные платежи. Постоянные затраты имеют место даже когда продукция не производится. Бывают случаи, когда временно останавливается процесс производства, но административные структуры функционируют. Следует отметить, что постоянные затраты остаются неизменными в краткосрочный период деятельности предприятия, когда не предусматривается расширение деятельности предприятия. Динамику постоянных затрат можно проиллюстрировать на графиках 2.32 и 2.33. Постоянные затраты еще называют «ступенчато возрастающими», так как они не остаются абсолютно неизменными на протяжении анализируемого периода, а могут изменяться, но не в связи с изменением объема производства, а в результате роста цен, тарифов.

Затраты, руб.

Затраты, руб.

Рис. 2.33. Постоянные

ступенчато-возрастающие затраты

Рис. 2.32. Постоянные и

переменные затраты

Объем производства

(натуральные показатели)

Объем производства

(натуральные показатели)

постоянные затраты

переменные затраты

постоянные ступенчато-

возрастающие затраты

Переменные затраты() – это затраты, которые меняются с изменением объемов производства продукции (работ). К переменным затратам относятся: сырье, материалы, топливо и энергия на технологические цели; заработная плата рабочих и другие расходы, зависимые от объема производства (рис. 2.32). Постоянные и переменные затраты еще называют условно-постоянными и условно-переменными. Это связано с тем, что не всегда четко можно разделить затраты на постоянные и переменные. Более того, затраты до определенного предела могут вести себя как постоянные, а затем как переменные (например, плата за услуги связи).

Таким образом, полная себестоимость продукции () – это сумма переменных и постоянных затрат

=+.

С динамикой переменных и постоянных затрат в зависимости от изменения объема производства продукции связано такое явление, как «эффект масштаба».Суть «эффекта масштаба» заключается в том, что с увеличением объема производства продукции (работ) себестоимость единицы продукции снижается, так как в силу неизменности постоянных затрат снижается величина постоянных затрат, приходящихся на единицу продукции (рис. 2.34.).

Рис. 2.34. Динамика постоянных и переменных затрат, себестоимости единицы продукции

Рост себестоимости единицы продукции на начальном этапе производства объясняется повышенными затратами в период освоения производства продукции. Как правило, на начальном этапе освоения производства более низкий уровень производительности, недоиспользование мощности оборудования, высока доля брака. После завершения периода освоения некоторое время себестоимость единицы продукции находится на стабильном уровне, а затем начинает снижаться. Снижение себестоимости единицы продукции происходит в результате уменьшения величины постоянных затрат в расчете на единицу продукции при увеличении объемов производства (эффект масштаба). Переменные затраты на единицу продукции при этом остаются неизменными или меняются незначительно. Дальнейшее повышение себестоимости единицы продукции может быть вызвано значительным увеличением объема производства продукции за счет расширения производства, реконструкции, что влечет за собой возрастание постоянных затрат.

На основе данных о постоянных и переменных затратах рассчитывается безубыточный объем реализации продукции или точка безубыточности ().Точка безубыточности– это количество единиц продукции ( объем работы), которую необходимо произвести и продать, чтобы покрыть затраты на производство и реализацию этой продукции. После достижения точки безубыточности каждая дополнительная единица реализованной продукции будет приносить прибыль предприятию. То есть, если предприятие реализовало продукции в количестве, равном точке безубыточности, то за счет выручки от реализации продукции предприятие сможет покрыть только затраты (себестоимость продукции), прибыль будет равна нулю. Если предприятие реализует продукции больше, чем точка безубыточности, то получает прибыль, а если меньше – то, соответственно, убыток. Следовательно, для достижения прибыли предприятие должно производить продукции не меньше точки безубыточности. При этом полагаем, что вся производимая продукция продается.

Для определения точки безубыточности необходимы следующие исходные данные:

1. Объем реализации продукции (работ) в натуральном выражении (Q).

2. Цена единицы продукции (единицы измерения работы) (Ц).

3. Общая сумма постоянных затрат, р. ().

4. Переменные затраты на единицу продукции (единицу работы), р. ().

По определению, точка безубыточности – это объем производства и реализации, при котором выручка от реализации продукции равна себестоимости. Условно допускаем, что объем реализации продукции (работ) равен объему производства продукции (работ).

при котором .

Подставим вместо выручки и себестоимости формулы их определения

;

;

;

;

.

Так как , при котором, следовательно,

; ТБ =.

Таким образом, значение точки безубыточности зависит от суммы постоянных затрат, переменных затрат на единицу продукции и цены продукции. Чем выше постоянные затраты, тем выше точка безубыточности. Чем значительнее разница между ценой и переменными издержками, тем ниже значение точки безубыточности. Разница между ценой единицы продукции и переменными затратами на единицу продукции называется маржинальным доходом на единицу продукции (работ)(.

.

Общая величина маржинального дохода на весь объем продукции (работ)

или ,

где прибыль от продаж.

Следует отметить, что по данной формуле рассчитывается точка безубыточности в натуральных показателях объема продукции (работ). Использование натуральных показателей для расчета точки безубыточности в строительстве может быть затруднено, так как строительные предприятия, как правило, выполняют различные виды работ, создают различные строительные объекты. В таком случае расчет точки безубыточности следует делать для каждого вида работ отдельно.

Точку безубыточности можно рассчитывать и в денежном выражении

,

где – доля переменных затрат в цене продукции (работ).

Кроме точки безубыточности рассчитывается запас прочности. Запас прочности () показывает, на сколько процентов предприятие может снизить объем продаж, прежде чем начнет нести убытки, и рассчитывается по формуле

,

где – планируемый или фактический объем реализации продукции (работ) в натуральном выражении.

Пример. Предприятие специализируется на производстве железобетона. Годовой фактический объем реализации железобетона составляет 168567 м3по цене за 1 м3– 2,35 тыс. руб. Совокупные постоянные затраты составляют 112384 тыс. руб., а совокупные переменные затраты на весь объем производства составляют 269706,8 тыс. руб.

Определить объем реализации в точке безубыточности, запас прочности. Построить график.

Исходные данные:

= 168567 м3;2,35 тыс. руб. за 1 м3;

=112384 тыс. руб.; = 269706,8 тыс. руб.

Решение. Расчет точки безубыточности осуществляется по формуле

.

Для нахождения ТБ необходимо определить переменные затраты на единицу продукции:

тыс. руб. на 1 м3;

м3.

Расчет запаса прочности:

=.

Расчет точки безубыточности можно произвести графически (рис. 2.35). Необходимо на графике построить две прямые – выручки и себестоимости по уравнениям

.

По оси х – значение объема реализации в натуральных показателях от 0 до планируемого или фактического объема за период, а по оси y – значение выручки и себестоимости.

Рис. 2.35. Точка безубыточности

Определим точку безубыточности графически применительно к рассматриваемому примеру.

На основе данных табл. 2.94 построим график 2.36.

Таблица 2.94

Данные для построения графика точки безубыточности

Объем продукции, м3

, тыс. руб.

,

руб./ м3

, руб./м3

, тыс. руб.

, тыс. руб.

,

тыс. руб.

0

112384

1600

2350

112384

0

0

20000

112384

1600

2350

144384

32000

47000

40000

112384

1600

2350

176384

64000

94000

60000

112384

1600

2350

208384

96000

141000

80000

112384

1600

2350

240384

128000

188000

100000

112384

1600

2350

272384

160000

235000

120000

112384

1600

2350

304384

192000

282000

140000

112384

1600

2350

336384

224000

329000

160000

112384

1600

2350

368384

256000

376000

180000

112384

1600

2350

400384

288000

423000

Рис. 2.36. Зависимость между объемом реализации продукции,

выручкой и себестоимостью

Линия фиксированных затрат показывает, что при изменении объема реализации от 0 до 180 тыс. м3 железобетона сумма постоянных затрат остается неизменной и составляет 112384 тыс. руб. Прямая переменных затрат показывает, что их общая сумма изменяется от 0 до 288000 тыс. руб., при этом полная себестоимость продукции изменяется от 112384 тыс. руб. при нулевом объеме продукции до 400384 тыс. руб. при объеме продукции 180 тыс. м 3. Прямая выручки от продаж показывает изменение суммы выручки от 0 руб. при нулевом объеме реализации до 423000 тыс. руб. при объеме реализации 180 тыс. м3.

Пересечение линии полной себестоимости и линии выручки от реализации происходит в точке безубыточности. Объем продукции в точке безубыточности составил 149845,33 м3 железобетона. При реализации 149845,33 м3 выручка будет покрывать все затраты на производство и реализацию данной продукции, прибыль будет равна нулю. Проверим:

В =149845,33 м3  2,35 тыс. р. = 352136,52 тыс. руб.;

СС = 112384 тыс. руб. + (149845,33 м3  1,6 тыс. руб.) = 352136,52 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции

.

Каждый добавочный прирост объема реализации продукции сверх точки безубыточности будет сопровождаться приращением прибыли и наоборот, как только объем выпуска опустится ниже точки безубыточности, предприятие начнет терпеть убытки (табл. 2.95).

Таблица 2.95

Взаимосвязь объема реализации, себестоимости и прибыли

Объем реализации продукции, м3

Выручка

(), тыс. руб.

Себестоимость

(), тыс. руб.

Прибыль от продаж (ППР),

тыс. руб.

0

0

112384

112384

20000

47000

144384

97384

40000

94000

176384

82384

60000

141000

208384

67384

80000

188000

240384

52384

100000

235000

272384

37384

120000

282000

304384

22384

140000

329000

336384

7384

160000

376000

368384

7616

180000

423000

400384

22616

Таким образом, расчет точки безубыточности и анализ факторов, влияющих на ее уровень, позволяет решать задачи:

1. На сколько единиц продукции необходимо увеличить объем реализации, чтобы покрыть возросшие постоянные затраты (например, в связи с повышением арендной платы).

2. Какова должна быть минимальная цена на продукцию, чтобы за счет выручки покрыть все затраты.

3. Какова критическая сумма постоянных затрат при заданном значении других показателей. Если постоянные затраты превысят критический уровень, то предприятие будет убыточным.

4. Сколько необходимо реализовать продукции, чтобы обеспечить предприятию планируемую прибыль.