logo
Учебник Анализ / Учебник Анализ

4.4. Учет инфляции в оценке инвестиционных проектов

Инфляция существенно влияет на показатели эффективности инвестиционного проекта, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании и эффективность участия в проекте собственного капитала. Влияние инфляции особенно заметно для проектов с продолжительным сроком реализации проекта.

Для характеристики инфляции используют:

1. Общий индекс инфляции за период от 0 шага расчетного периода до шага t (. Он отражает отношение среднего уровня цен на шагеt (к среднему уроню цен в начальный момент времени (на шаге 0) –

.

Показателем общей инфляции является индекс потребительских цен (), который отражает изменение уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления.

2. Цепной общий индекс инфляции, который отражает отношение среднего уровня цен на шаге t к среднему уровню цен на шаге (t–1)

.

3. Уровень инфляции в процентах ()

или .

4. Индексы изменения цен на ресурсы, на продукцию, на работы и услуги. Так, базовый индекс изменения стоимости СМР отражает отношение стоимости СМР в текущий момент времени (2006 г.) к стоимости СМР в 2001 году

.

Цепной индекс изменения стоимости СМР:

.

Аналогично рассчитываются индексы изменения цен на материалы () и другие ресурсы

или .

Инфляция неоднородна. Уровень инфляции различается по видам продукции, ресурсов, работ. Для характеристики неоднородности инфляции используются коэффициенты неоднородности ()

,

где – индекс изменения цены на ресурс (продукцию).

Для учета инфляции в оценке коммерческой эффективности проекта необходимо все составляющие денежных потоков (инвестиции, выручку, затраты на производство и реализацию продукции (работ) и т.д.) выразить в прогнозном уровне цен. Прогнозные цены – это цены, соответствующие условиям осуществления проекта с учетом инфляции. Необходимо инвестиционные и текущие затраты, выручку от реализации продукции выразить в денежных единицах, соответствующих условиям осуществления проекта, чтобы максимально учесть инфляцию.

Для того чтобы определить прогнозное значение затрат на производство и реализацию продукции, необходимо спрогнозировать значение всех составляющих себестоимости, т.е. определить прогнозное значение стоимости ресурсов, формирующих себестоимость.

В общем виде прогнозная цена на ресурс (например, материальные ресурсы) определяется по формуле

или ,

где – цена на ресурс прогнозная на шагеt; – индекс изменения цены на ресурс на шагеt; – цена на ресурс базовая;– прогнозное значение индекса потребительских цен на шагеt; – коэффициент неоднородности инфляции на ресурс.

Базисный уровень цен – это уровень цен одного года. Например, в строительстве базисный уровень цен – это уровень цен 1984 года или 2001 года.

Аналогичным образом рассчитываются прогнозные цены на все виды ресурсов (материальные, трудовые, машины и механизмы и прочие затраты).

Прогнозная цена на готовую продукцию (товар) рассчитывается по формуле

или ,

где – цена на продукцию (товар) прогнозная на шагеt; – индекс изменения цены на продукцию (товар) на шагеt; – цена на продукцию (товар) базовая;– прогнозное значение индекса потребительских цен на шагеt; – коэффициент неоднородности инфляции на продукцию (товар).

В зарубежной практике прогнозная цена на продукцию (товар) определяется

,

где – доляi-го ресурса (материалов, топлива, энергии, заработной платы и т.д.) в цене товара; i = 1, 2, 3 … n; – индекс изменения цены наi-й ресурс; В – доля прочих, не вошедших в число А расходов в цене товара, инфляцию которых можно не учитывать .

Использование последней формулы позволяет более точно прогнозировать цены на готовую продукцию. Представление, что инфляция всегда в равной мере повышает стоимость продукции и затрат и потому денежные потоки после корректировки на темп инфляции будут соответствовать денежным потокам в базовом уровне цен, является ошибочным. Инфляционный рост цен на готовую продукцию и на ресурсы происходит неравномерно и порой значительно различается. Для повышения точности расчетов необходимо, чтобы возможно большее количество ресурсов попало в число А. Таким образом, для расчета денежных потоков в прогнозном уровне цен необходима обширная информация о возможном изменении уровня цен на продукцию и ресурсы в предстоящий период, что вызывает определенные трудности. Чем продолжительнее период, тем больше прогнозов используется.

После того как все денежные потоки определены в прогнозном уровне цен, необходимо для вычисления интегральных показателей эффективности (ЧДД, ВНД, ИДИ и т.д.) денежные потоки выразить в дефлированных ценах. Дефляция – уменьшение денежной массы. Необходимо уменьшить денежный потоки в соответствии с уровнем общей инфляции (индексом потребительских цен)

; ,

где – прогнозная выручка на шагеt; – прогнозное значение себестоимости на шагеt; – индекс потребительских цен за период от 0 до шагаt (прогнозный).

Расчет в дефлированных ценах производится, для того чтобы при вычислении интегральных показателей эффективности исключить из расчета общее изменение масштаба цен, но сохранить (происходящее в частности из-за инфляции) изменение в структуре цены. Приведение к дефлированным ценам называется дефлированием. Показатели коммерческой эффективности проекта рассчитываются на основе денежных потоков в дефлированных ценах. Норма дисконта при расчете коммерческой эффективности на основе дефлированного денежного потока принимается по доходности от альтернативного вложения средств, т.е. аналогично расчетам коммерческой эффективности в базовом уровне цен.

Учет инфляции при оценке финансовой реализуемости проекта. Оценка финансовой реализуемости проекта с учетом инфляции осуществляется на основе денежных потоков, выраженных в прогнозном уровне цен.

Учет инфляции при оценке эффективности участия предприятия в проекте. Оценка эффективности участия предприятия (собственного капитала) в проекте с учетом инфляции осуществляется на основе денежных потоков, выраженных в дефлированном уровне цен.