Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.
Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.
Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны {17}.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». На 2003 год в «тени» производилось до 40% ВВП.
Механизм рыночной экономики наиболее четко работает тогда, когда государству удается сводить концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.
Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.
Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создает видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.
Второй способ связям с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.
Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственною займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое — тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны. И все же если беда случилась и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу.
- Ответы на билеты гос. Экзаменов. Билет №1. Производство и его основные факторы. Производственная функция.
- Билет №2 Кривая производственных возможностей (квп). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- Билет № 3 Система показателей эластичности и их практическое применение.
- Билет № 4. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- Билет №5. Теория потребительского поведения. Понятие полезности. Выбор потребителя.
- Билет №6 Общая характеристика типов рыночных структур. (Совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия).
- Билет № 7. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- Билет № 8 Показатели общего уровня цен. (Индексы цен)
- Билет № 9 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- Билет № 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
- Билет № 11 Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- Применение Кривой Филипса
- Билет № 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
- Билет № 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- Билет № 14 Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- Билет № 15. Содержание и принципы финансовой политики государства.
- Билет № 16. Финансовая система государства.
- Билет № 17. Государственный бюджет российской федерации и его функции.
- Билет № 18. Доходы бюджета и их характеристика.
- Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
- Билет № 20. Федеральные налоги и сборы.
- Билет № 21. Региональные налоги.
- Билет № 22. Местные налоги.
- Билет № 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
- Билет № 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- Билет № 25. Классификация бюджетных расходов рф.
- Билет № 26 Бюджетное устройство рф.
- Билет № 27 Бюджетный процесс в рф
- Билет № 28 Внебюджетные социальные фонды государства
- Билет № 29 Финансовый контроль
- Билет № 30 Затраты предприятия на производство продукции и выручка
- Билет № 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- Билет № 32 Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- Билет № 33. Оборотные средства предприятия, их назначение и источники формирования
- Билет № 34 Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
- Билет № 35 Состав и структура расходов федерального, регионального, местного бюджетов.
- Расходы регионального бюджета.
- Расходы местных бюджетов.
- Билет № 36 Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
- Билет № 37 Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
- Билет № 38. Методы анализа финансового состояния предприятия.
- Билет № 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия
- Билет № 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
- Билет № 41 Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
- Билет № 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
- Билет № 43 Эффект финансового рычага, финансовый риск
- Билет № 44 Определение порога рентабельности (безубыточности производства)
- Билет № 45 Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
- Билет № 46 Управление оборотными денежными фондами
- Билет № 47 Управление товарно-материальными запасами
- Билет № 48 Управление дебиторской задолженностью
- Билет № 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- Долгосрочное финансовое планирование
- Билет № 50 Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
- Билет № 51 Методы анализа денежных потоков
- Билет № 52 Планирование денежных потоков и разработка платёжного календаря.
- Билет № 53 Оптимизация денежных потоков предприятия
- Билет № 54 Диагностика банкротства предприятия
- Билет № 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций
- Билет № 56 Анализ эффективности инвестиционных проектов
- Билет № 57 Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России
- Билет № 58. Портфельные иностранные инвестиции в России
- Билет № 59 Риск и доходность: теория портфеля
- Билет № 60 Методы управления финансовыми рисками
- Билет № 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
- Билет № 62 Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
- Билет № 63. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
- Билет № 64. Облигации как инструмент заемного финансирования
- Билет № 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- Участники фондового рынка.
- Билет № 66 Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
- Билет № 67 Производные ценные бумаги
- Билет № 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
- Билет № 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
- Билет № 70 Понятие денежной массы и денежной базы. Понятие «Денежный оборот» и его структура.
- Структура денежного оборота
- Билет № 71. Сущность кредита и его функции.
- Билет № 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемые валюты и её виды. Формирование валютного вкуса.
- Билет № 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
- Билет № 74 Задачи и функции цб рф
- Денежно-кредитная политика цб рф
- Билет № 75 Понятие ссудного и банковского процента
- Билет № 76 Активные операции коммерческих банков
- Билет № 77 Пассивные операции коммерческих банков
- Билет № 78 Информационная безопасность в финансовых системах
- Билет № 79 Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
- Билет № 80 Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах
- Билет № 81 Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- Билет № 82 Автоматизированные информационные системы и технологии в предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 1.2. Особенности информационной технологии в организациях различного типа
- Билет № 83 Информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания
- Билет № 84 Цели и задачи автоматизированных информационных систем казначейства