logo search
УМК по дисциплине бизнес-план и финансирование

5.3. Налоги и бюджетный процесс

Налоги – это часть валового общественного продукта изымаемого государством для формирования доходной части государственного бюджета. Никакое государство не может существовать без взимания налогов. По образному выражению К. Маркса: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

Налоги – основной способ формирования доходной части государственного бюджета, которая, в свою очередь, используется для финансирования статей расходной части бюджета: социальных программ, содержание армии и других силовых структур, содержание чиновничьего аппарата, финансирование образования, научных исследований, пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и др.

Если собираемого количества налогов не хватает для финансирования государственных программ, то государство прибегает к займам: размещение

ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования), или допускает к покупке государственных ценных бумаг нерезидентов (внешнее заимствование), или прибегает к прямым кредитам иностранных государств.

Доля доходной части бюджета, формируемая за счет налогов варьирует от страны к сране. Так, в США налоги формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В России в 2003 г.бюджет на 94% сформирован за счет налогов. За последние пять лет, начиная с 2001 года, бюджет России является бездефицитным, но бюджетная система требует своего совершенствования, так как в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма, суть которой заключается в учете интересов центра и регионов и их согласовании. Основная задача по совершенствованию бюджетной системы, которая неуклонно решалась в течение последних шести лет, заключалась в повышении налогового администрирования при одновременном снижении налогового бремени на бизнес и граждан страны. Доходная часть бюджета РФ 2003 г. показана в табл. 5.1.8

Таблица 5.1.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации (рассчитано в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 г.»)

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Проценты

к ВВП

к доходам

Объем валового внутреннего продукта (ВВП)

13050000000

-

-

Доходы бюджета, всего

2417791800

18,53

100

в том числе:

1. Доходы от уплаты федеральных налогов и сборов

1892363700

14,50

78,27

2. Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет

365640000

2,80

15,12

3. Неналоговые доходы

145721800

1,12

6,03

4. Доходы целевых бюджетных фондов

14066300

0,11

0,58

Налоги используются всеми рыночными государствами как средство прямого воздействия на социальные и экономические процессы, происходящие в стране. С этих позиций налогообложение выполняет три важнейшие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов.

Фискальная функция. Посредством этой функции формируется доходная часть бюджета страны и ее внебюджетных фондов, которые затем используются для финансирования реализации государственных программ.

8 Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова Основы налогообложения и налогового законодательства. –СПб.: Питер, 2004. – с. 13

Социальная функция налогов заключается в том, что с их помощью поддерживается порядок в стране, реализуются социальные программы:

выплачиваются пенсии, пособия, стипендии, осуществляется медицинское

обслуживание населения, финансируется среднее образование и ряд других программ.

Регулирующая функция финансов заключается в том, что посредством снижения или увеличения налогового бремени государство влияет на экономический рост экономики в целом, а также ее структуру. Суть регулирования заключакется в том, что налогами облагается в большей степени доходы, направляемые на потребление, и освобожлаются те доходы, которые направляются на накопление внеоборотных активов.