logo search
Курс «Ценные бумаги»

Концепции регулирования государством рынка ценных бумаг.

Первая концепция – регулирование рынка преимущественно сосредоточивается в государственных органах, лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил передается государством так называемым саморегулирующимся организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). Пример – Франция.

Вторая концепция – максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся организациям, значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а переговорный процесс, индивидуальные согласования с участниками рынка при том, что государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. Пример – Великобритания.

В реальной практике развитых зарубежных рынков степень централизации и жесткость регулирования колеблются между этими двумя крайними концепциями.

Опишем структуру государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг в зарубежной практике. Среди более чем 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства / комиссии по ценным бумагам (модель США), примерно в 15 % стран за рынок отвечает Министерство финансов, 15 % стран – смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (наиболее яркие примеры – Германия, Австрия, Бельгия) основную ответственность за фондовый рынок несет центральный банк и орган банковского надзора (если он отделен от центрального банка). Уникальной в этом отношении является Швейцария, где нет единого государственного органа, централизующего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции разделены по регионам).