Саморегулирование как форма организации рынка
Саморегулирующимися организациями (selfregulatory organizations) в мировой практике признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса (например, США – Национальная ассоциация инвестиционных дилеров и др.).
В случае такого признания государство как бы отдает часть своих функций по надзору и регулированию рынка с тем, чтобы профессиональные операторы рынка ценных бумаг сами устанавливали для себя правила игры и осуществляли контроль за их исполнением, имея в виду, что этот контроль (по объему и качеству) значительно результативнее, чем надзорная деятельность, ограниченная рамками государства.
Саморегулирующиеся организации – это не только выработка общих правил игры или защита интересов, это еще часто обособленный рынок, доступ на который огражден требованиями к профессионализму и этике, объемам торговли и капитала, их финансовому здоровью и т. д. То есть создание саморегулирующейся организации – часто еще и торговое соглашение (не случайно, например, по законодательству США фондовая биржа также считается саморегулирующейся организацией, тем более она выполняет функции совместного установления профессионалами правил игры и контроля за их выполнением).
Итак, основные признаки саморегулирующейся организации:
-
добровольное объединение;
-
членство – профессиональные участники рынка ценных бумаг;
-
функции – саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;
-
отношения с государством – государство передает ей часть своих функций.
Статус саморегулирующихся организаций в России.
По российским правовым нормам саморегулирующиеся организации могут принимать форму:
-
ассоциаций;
-
профессиональных союзов;
-
профессиональных общественных организаций.
Их функции соответствуют общепринятым в мировой практике:
-
саморегулирование деятельности участников на рынке ценных бумаг;
-
поддержание высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала;
-
развитие инфраструктуры финансового рынка;
-
проведение совместных научных разработок;
-
коллективное предпринимательство своих интересов и защита интересов инвесторов.
Надзор за деятельностью саморегулирующихся организаций, контроль за их созданием осуществляются в России Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Виды саморегулирующихся организаций:
Международные организации (например, Federation International des Bourses de Valeurs – Международная организация фондовых бирж).
Национальные организации. Например, в США это National Association of Securities Dealers (NASD) – Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (хотя действует еще множество других организаций), в Японии – Japan Securities Dealers Association – Японская ассоциация инвестиционных дилеров и т.д.
При наличии относительно замкнутых региональных финансовых рынков могут соответственно учреждаться региональные саморегулирующиеся организации.
Классификация саморегулирующихся организаций в зависимости от видов участников рынка, которые их создали, приведена на рисунке.
Другие виды организаций участников рынка ценных бумаг. С целью защиты интересов свои организации создают не только профессиональные участники, но и:
-
эмитенты;
-
институциональные инвесторы;
-
частные инвесторы.
Подобные организации примыкают к саморегулирующимся, могут создавать свои собственные правила и стандарты на рынке.
- Дилерская деятельность.
- Деятельность по управлению ценными бумагами.
- Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).
- Депозитарная деятельность.
- Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
- Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
- Информационное обеспечение формирующейся российской модели рынка ценных бумаг.
- Государственный контроль за рынком
- Концепции регулирования государством рынка ценных бумаг.
- Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг в России.
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
- Министерство финансов рф.
- Центральный банк рф.
- Госкомимущество рф.
- Российский фонд федерального имущества.
- Антимонопольный комитет рф.
- Министерство экономики рф.
- Прогноз развития государственных органов, регулирующих российский рынок ценных бумаг.
- Саморегулирование как форма организации рынка
- Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг
- Создание российской кредитной системы.
- Потребности рынка ценных бумаг.
- Преграды на пути в мировой финансовый рынок.
- Возможные перспективы.
- Создание пауфор.
- Специфика создания пауфор.
- Российская торговая система.
- Организация торговли в ртс.
- Развитие инфраструктуры рынка.
- Пауфор-Россия: прообраз будущего участника рынка ценных бумаг.
- Стандарты и контроль.
- Создание паевых инвестиционных фондов.