Создание паевых инвестиционных фондов.
Самый надежный и выгодный способ вложения денег – покупка государственных ценных бумаг. Однако доходность рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) и облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ) доступна только дилерам рынка, но не мелкому вкладчику. Проблемой же крупного инвестора на рынке ГКО – ОФЗ является ограниченный доступ к управлению средствами, так как непосредственно к торгам он не допускается.
Одним из путей решения указанных проблем является создание новых инвестиционных институтов – паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Основным направлением их деятельности будет портфельное инвестирование, основанное на диверсификации активов. Диверсификация позволяет снижать конъюнктурные риски, связанные с неравномерностью развития отдельных предприятий, отраслей экономики, стран и регионов. Именно возможность диверсификации выгодно отличает инвестиции в фонды от прямого индивидуального инвестирования в ценные бумаги, при котором диверсификации добиться невозможно, не располагая колоссальным капиталом.
Суть работы ПИФ в следующем. Пайщики с одинаковыми инвестиционными приоритетами покупают доли в фонде. Принимают инвестиционную декларацию с указанием объектов вложений и инвестиционных полномочий управляющей компании – коммерческой организации, осуществляющей доверительное управление имуществом фонда. Доход инвестора возникает при проведении обратной операции – продаже своего пая фонду. Стоимость пая возрастает пропорционально росту стоимости чистых активов фонда. Фонды делятся на открытые и интервальные. Если фонд открытый, то управляющая компания выкупает паи по первому требованию вкладчика (не позднее 15 дней после заявления о продаже). Если фонд интервальный, пай можно продать только по окончании очередного интервала (периода времени), который устанавливается самим ПИФ (не больше года).
Вложение в ПИФ достаточно выгодно для инвестора. Этому способствует действующее налоговое законодательство. Пай приравнивается к вкладу в банке и соответственно вообще не облагается налогом, если его размер меньше 1000 минимальных заработных плат.
Образование ПИФ – инициатива ФКЦБ, поэтому безопасность пайщиков гарантируется законом. Направления инвестиций и права управляющей компании жестко регламентированы. Денежные средства, аккумулированные ПИФ, хранятся в специализированном банке-депозитарии или любой другой кредитной организации, имеющей лицензию на совершение банковских операций.
Западный опыт портфельного инвестирования показывает, что для успешной работы необходимо использовать следующие подходы:
-
формирование портфеля на начальном этапе из акций 70 – 80 эмитентов;
-
диверсификация акций по различным секторам экономики;
-
сбалансированность между крупными и мелкими компаниями;
-
распределение инвестиций в дисбалансе с основными рыночными индексами;
-
ориентация на недооцененные акции, способные значительно повысить свою стоимость в течение ближайших 5 лет.
Однако ситуация в России коренным образом отличается от ситуации на развитых и даже развивающихся рынках. Западные инвестиционные стратегии в наших условиях нуждаются в значительной корректировке.
Главная проблема – крайне неравномерный уровень развития различных рыночных секторов. Гипертрофированное развитие рынка государственных ценных бумаг в отличие от зачаточного состояния рынка корпоративных ценных бумаг наносит мощный удар по краеугольному камню портфельного инвестирования – диверсификации активов.
В разработанных схемах создания паевых инвестиционных фондов отдается явное предпочтение государственным ценным бумагам. К этому ведет и законодательство. Установлено, что денежные средства, поступающие в оплату паев в течение срока их первичного размещения, могут инвестироваться только в ГКО и ОФЗ. Таким образом, паевые инвестиционные фонды делают надежный и доходный рынок ГКО доступным для простых россиян.
Однако следует иметь в виду, что если все фонды захотят инвестировать на рынке ГКО, то его устойчивость понизится. При большом количестве участников и отсутствии альтернативных сфер вложения капитала отдельный сегмент рынка становится очень уязвимым и начинает походить на карточный домик. Достаточно небольшого импульса, чтобы он развалился. Даже развитые и диверсифицированные рынки Запада испытывают потрясения, несмотря на огромное количество теорий управления инвестициями. В России при относительно небольшой емкости рынков вероятность крахов еще выше.
В то же время на фоне уверенного наступления государственного сектора рынок корпоративных ценных бумаг находится на другом полюсе развития. Позитивные изменения на рынке корпоративных акций в последнее время замедлились. Среди основных проблем, возникающих при формировании и управлении портфелем на рынке российских корпоративных акций, можно назвать:
-
ограниченный круг акций, имеющих твердые рыночные котировки;
-
ограниченный круг отраслей экономики, представленных акциями с твердыми рыночными котировками;
-
эпизодические сделки с акциями ряда эмитентов, входящих в листинг маркет-мейкеров РТС;
-
высокие спрэды в ценах покупки и продажи акций, что затрудняет использование ряда инвестиционных стратегий и обесценивает рост курсовой стоимости;
-
высокая корреляция курсов наиболее торгуемых акций.
Таким образом, добиться диверсификации инвестиций в России сегодня весьма проблематично. Главной задачей, для того чтобы ПИФ стал реально работающим посредником между инвесторами и доходными финансовыми рынками, должно стать развитие других, кроме государственного, сегментов рынка, и в первую очередь рынка корпоративных ценных бумаг.
- Дилерская деятельность.
- Деятельность по управлению ценными бумагами.
- Деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг).
- Депозитарная деятельность.
- Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
- Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.
- Информационное обеспечение формирующейся российской модели рынка ценных бумаг.
- Государственный контроль за рынком
- Концепции регулирования государством рынка ценных бумаг.
- Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг в России.
- Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
- Министерство финансов рф.
- Центральный банк рф.
- Госкомимущество рф.
- Российский фонд федерального имущества.
- Антимонопольный комитет рф.
- Министерство экономики рф.
- Прогноз развития государственных органов, регулирующих российский рынок ценных бумаг.
- Саморегулирование как форма организации рынка
- Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг
- Создание российской кредитной системы.
- Потребности рынка ценных бумаг.
- Преграды на пути в мировой финансовый рынок.
- Возможные перспективы.
- Создание пауфор.
- Специфика создания пауфор.
- Российская торговая система.
- Организация торговли в ртс.
- Развитие инфраструктуры рынка.
- Пауфор-Россия: прообраз будущего участника рынка ценных бумаг.
- Стандарты и контроль.
- Создание паевых инвестиционных фондов.