logo search
УМК по дисциплине бизнес-план и финансирование

10.2. Последовательность разработки бизнес-плана

Не надо жалеть времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего вам придется составить несколько вариантов бизнес-плана для различных инвесторов. И, конечно, особое внимание необходимо

уделить эффективности реализации проекта, возможным рискам и гарантиям возврата инвестиций.

Начать разработку бизнес-плана необходимо с раздела «Описание продукции (услуг)», уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатывается раздел «Маркетинг и сбыт продукции (услуг)» с определением рынка и объемов сбыта. Эти два раздела являются ключевыми – без решения проблем сбыта продукции, разработка остальных разделов является «построением замка на песке».

Бизнес-план составляется на следующие периоды времени:

Чаще всего в бизнес-плане расчеты проводятся на срок 3-5 лет.

После разработки указанных выше разделов проводится анализ состояния и возможностей развития организации, оцениваются перспективы развития отрасли, т.е. разрабатывается раздел «Описание организации и отрасли».

Далее разрабатывается раздел «Производственный план», в котором определятся наличие, потребность и пути обеспечения производственными площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами.

Далее приступают к разработке раздела «Финансовый план», в котором определяется потребность в капитале и источники финансирования, прогноз доходов и расходов предприятия помесячно (на первый год работы) по кварталам (на второй и третий годы работы) и по годам на остальные годы. Составляется прогноз движения денежных средств на предприятии с учетом всех налогов и платежей в бюджет. Определяются финансовые результаты по каждому расчетному периоду. При этом, если хотя бы в одном периоде расходы превысят доходы, и предприятие окажется неплатежеспособным, то бизнес-план отвергается уже на этом этапе разработки.

Следующим разрабатывается раздел «Направленность и эффективность проекта», в котором определяются направленность и масштабность проекта, определяется его эффективность. В частности определяется срок окупаемости проекта PBP; индекс прибыльности PI; внутренняя норма рентабельности IRR; чистый приведенный доход от проекта или (что то же самое) чистая дисконтированная стоимость проекта NPV. В этом же разделе приводится анализ чувствительности проекта к изменению его главных фак-

торов: спроса, затрат на заработную плату, цен на продукцию и т.д.

Далее следует разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта – «Организационный план».

Последним разрабатывается раздел «Риски и гарантии».

После этого ведется подбор материалов и составление приложений к бизнес-плану. Составляется краткое содержание проекта («Резюмэ»). Составляется аннотация на проект. Оформляется титульный лист бизнес-плана.