6. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения
Финн. контроль представляет собой совокупность проводимых субъектами контроля мероприятий по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий органов гос. власти , муницип. образований, орг-ций, учреждений, населения с применением специфич. форм и методов их проведения.
Субъекты ФК - законодат-ые и исполнит. органы власти всех уровней, а также специально уполномоченные органы.
Объекты ФК – денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании фин. ресурсов, в т.ч. в форме ден. фондов на всех уровнях и во всех сферах экономики.
Предмет фин. проверок - доходы, прибыль, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налоги, отчисления в разл. фонды.
ФК по своему содержанию вкл. в себя проверку: соблюдения требований экономич-х законов и фин-хоз. законодательства; правильность составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; соблюдение правил ведения бух. учета составление фин. отчетности и налоговых деклараций; эффективности использования финансовых , материальных и трудовых ресурсов орг-ий.
Главное назначение фк - содействие успешной реализации финн. политики гос-ва и хозяйствующих субъектов, обеспечение процесса формирования и эффективного испл. финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.
Основные задачи:
обеспечение финн. безопасности гос-ва и фин. устойчивости хоз. субъектов;
содействие сбалансированности потребности в финн. ресурсах и размеров формируемых ден. фондов гос-ва и хоз. субъектов:
обеспечение соблюдения действующего законодат., своевременности и полноты выполнения юр. и физ. лицами налоговых обязательств;
выявление внутрихоз. резервов увеличения финн. ресурсов предприятий;
обеспечение правильности ведения бух. учета и отчетности;
проведение профилак. работы по укреплению фин. дисциплины.
Принципы (зафиксир. в Лимской декларации ИНТОСАИ 1977г.): независимость; объективность и компетентность, гласность, разграничение функций и полномочий, системность.
В зависимости от субъектов, осущ-х фк, различают: государственный, ведомственный, внутрифирменный, контроль со стороны коммерческих банков, общественный,, независимый, правовой, гражданский контроль.
государственный-обеспечить интересы гос-ва и общества по поступлению доходов и расходованию госуд-х ден. ср-в
ведомственный -проводят контрольно-ревизионные отделы министерств,кот. осущ проверкифинансово-хоз. деятельности подведомственных учреждений.
внутрифирменный - собл. нал и безнал. ден. расчетов, определение кредитоспособности., контроль со стороны коммерческих банков
независимый – проводят аудиторы, установление достоверности бух. учета и финн. отчетности
правовой – проводят правоохранит. органы в форме ревизий, судебно-бух. экспертиз гражданский контроль – проводится физ. лицами по получении ими зп, пособий и прочее.
В зависимости от врмени и переодичности различают: предварительный, текущий и последующий контроль.
предварительный – до совершения фин. операций, носит предупредительный характер. текущий – в процессе производства и хоз. деятельности. Его задача выявление и предупреждение нарушений финн. дисциплины, требований бух. учета и отчетности. последующий – оценить результаты финансово-хоз. деятельности, эффективности осущ. фин. стратегии и политики. Проводится путем анализа и ревизии бух. и фин. отчетности.
По сферам финансовой деятельности: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страховой.
бюджетный – в доходной части бюджета проверяется полнота использования имеющихся резервов, в расходной целесообразность финансирования затрат.
налоговый – мобилизация налог. доходов всех уровней бюджетной системы РФ. таможенный – своевременность и полнота прихода тамож. пошлин и сборов в бюджет. валютный –обеспечение полного и своевременного поступ. экспортной валют. выручки и обоснованность платежей в ин. валюте за импортируемый товары.
кредитный – проводится при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд. страховой – контроль и надзор за правильным проведением страх. оп-ций.
По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финн. деятельности, наблюдение, ревизия.
проверки – на основе первич. док-в, бух. отчетности и статистич. наблюд. рассматриваются отдельные вопросы финн-хоз. деятельности и намечаются действия по устранению недостатков. Проверки бывают камеральные (по месту нах. контрольного органа) и документальные (выездные).
обследования – личное ознакомление специалистами непосредственно на месте.
надзор – осущ. за теми у кого есть лицензия. Цель соблюдение установленных правил и нормативов, наруш. которых влечет отзыв лицензии.
анализ фин. деятельности – экономический анализ- детальное изучение финн. и бух. отчетности для оценки результатов хоз. деяте-ти, финн. состояния
наблюдение – система постоянных совершаемых контрольных действий.
ревизия- основной метод. выявление и предупреждение нарушений фин-хоз. деятельности ревизуемого объекта. Ревизии бывают по полноте охвата: полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные. Ревизии могут быть: плановые и внеплановые, документальные и фактические (инвентаризация ценностей).
- Сущность и функции финансов, их роль в решении социально-экономических проблем России.
- Финансовая система рф, ее сферы и звенья.
- Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
- 4. Управление финансами
- 5. Система государственных органов управления финансами и их функции
- 6. Финансовый контроль: задачи и принципы, виды и методы проведения
- 8. Бюджетная система рф, ее структура и принципы построения.
- 11. Межбюджетные отношения в Российской Федерации и пути их совершенствования.
- 12. Государственные внебюджетные фонды, их виды, место в финансовой системе страны.
- 13. Государственный и муниципальный кредит. Управление государственным долгом рф.
- 14. Страхование в системе финансов Российской Федерации.
- 16.Сущность и функции денег, их виды и особенности. Роль денег в рыночной экономике.
- 17. Денежное обращение: сущность, наличное и безналичное обращение.
- Денежная масса. Закон денежного обращения.
- 19. Денежная система рф
- 20. Инфляция: сущность и виды, причины и формы проявления.
- 21.Антиинфляционная политика в современной России.
- 22. Валютная система.
- 23. Платежный баланс рф.
- 24. Кредит, его функции, роль в рыночной экономике
- 25. Коммерческий и банковский кредит. Принципы банковского кредитования.
- 27.Банковская система Российской Федерации.
- 1 Ур. Банк России
- 2 Ур. Кредитные орг-ии
- 28. Центральный банк Российской Федерации, его основные цели и функции.
- 29. Коммерческие банки и их основные операции.
- 30.Международные кредитно – финансовые организации.
- 36. Основные фонды и другие внеоборотные активы орг, источники их формирования и эффективность использования
- 37 «Амортизация основных фондов и методы ее начисления».
- 38 «Капитальные вложения и источники их финансирования».
- 39. Оборотные средства организации, источники их формирования, эффективность использования.
- 40. Прибыль организации: понятие, виды, порядок формирования, распределения и использования.
- 42. Финансовое планирование в коммерческих организациях.
- 43. Анализ финансового состояния организации: задачи, методы, виды, последовательность, информационная база.
- 44. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности организации
- 45. Несостоятельность (банкротство) организации финансово правовой аспект.
- 48. Цена и структура капитала
- 49. Дивидендная политика организации (предприятия)
- Формирование эффективной дивидендной политики
- Группы факторов, определяющих дивидендную политику
- Этапы разработки механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики
- 50. Политика привлечения организацией (предприятием) заемных средств. Эффект финансового рычага.
- 51. Эффект производственного (операционного) рычага, точка безубыточности, запас финансовой прочности организации.
- Финансовый рычаг
- 58. Управление портфелем ценных бумаг. Стратегия и тактика.
- 59. Финансовая аренда (лизинг) : основные понятия и варианты применения
- 60. Управление инвестициями. Методы оценки инвестиционных проектов.
- 1. Если проект новый.
- 2. Если проект не новый.