logo search
fook

4.4.11 Особенности финансов учреждений здравоохранения.

Здравоохранение Российской Федерации состоит из государственного, муниципального и частного секторов. К государственному сектору относятся медицинские учреждения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов. Большая часть медицинских учреждений страны относится к муниципальному сектору и находится в собственности муниципальных образований.

В современном мире в настоящее время имеются три модели финансового обеспечения здравоохранения:

1. Бюджетно-страховая модель, в рамках которой здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель используется большинством стран Европы (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).

2. Бюджетная модель, в рамках которой финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).

3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг, а также за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 года в нашей стране при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан» с целью обеспечения интересов населения в охране здоровья в стране была введена система обязательного медицинского страхования. Наряду с этим Закон предусмотрел создание системы добровольного медицинского страхования, основанного на принципе расчета риска и частного финансирования предоставляемых в рамках этих программ медицинских услуг.

Таким образом, в настоящее время в России финансовые ресурсы здравоохранения образуются за счет сочетания следующих источников:

1) средств государственного бюджета;

2) средств системы обязательного медицинского страхования;

3) средств домохозяйств;

4) средств добровольного медицинского страхования.

Управление финансами здравоохранения осуществляется на федеральном уровне Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, на уровне субъектов федерации — органами здравоохранения исполнительной власти этих территорий, региональными фондами ОМС, на муниципальном уровне — органами здравоохранения местного самоуправления.

Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов, соответственно, финансируются республиканские, краевые, областные медучреждения. Наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты, за счет которых финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.

Для обеспечения гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ в 1998 году была утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Фондом обязательного медицинского страхования. Эта Программа устанавливает базовый перечень видов и нормативных показателей объема медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, а также базовую программу обязательного медицинского страхования. В Программу ежегодно вносятся коррективы, исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей.

Источником финансирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения. Размер страхового взноса на ОМС определен Законом о едином социальном налоге и установлен в размере 3,6% к величине начисляемой оплаты труда. Управление средствами обязательного медицинского страхования осуществляется системой фондов ОМС и страховщиками.

В систему фондов ОМС входят:

1. Федеральный фонд ОМС (ФФОМС).

2. Территориальные фонды ОМС (ТФОМС).

Основными функциями территориальных фондов ОМС являются:

- аккумулирование финансовых средств на ОМС;

- финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного медицинского страхования;

- осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Основными источниками финансирования фондов ФОМС являются:

- страховые взносы хозяйствующих субъектов;

- ассигнования из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ ОМС;

- добровольные взносов юридических и физических лиц;

- доходы от использования временно свободных финансовых средств фондов.