4.4.11 Особенности финансов учреждений здравоохранения.
Здравоохранение Российской Федерации состоит из государственного, муниципального и частного секторов. К государственному сектору относятся медицинские учреждения, находящиеся в собственности Российской Федерации и ее субъектов. Большая часть медицинских учреждений страны относится к муниципальному сектору и находится в собственности муниципальных образований.
В современном мире в настоящее время имеются три модели финансового обеспечения здравоохранения:
1. Бюджетно-страховая модель, в рамках которой здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель используется большинством стран Европы (Германия, Франция, Швеция, Италия и др.).
2. Бюджетная модель, в рамках которой финансирование осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания).
3. Предпринимательская модель, в рамках которой финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинскими учреждениями медицинских услуг, а также за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).
До 1991 года в нашей стране при финансировании здравоохранения применялась бюджетная модель. В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страховании граждан» с целью обеспечения интересов населения в охране здоровья в стране была введена система обязательного медицинского страхования. Наряду с этим Закон предусмотрел создание системы добровольного медицинского страхования, основанного на принципе расчета риска и частного финансирования предоставляемых в рамках этих программ медицинских услуг.
Таким образом, в настоящее время в России финансовые ресурсы здравоохранения образуются за счет сочетания следующих источников:
1) средств государственного бюджета;
2) средств системы обязательного медицинского страхования;
3) средств домохозяйств;
4) средств добровольного медицинского страхования.
Управление финансами здравоохранения осуществляется на федеральном уровне Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ, Министерством здравоохранения РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, на уровне субъектов федерации — органами здравоохранения исполнительной власти этих территорий, региональными фондами ОМС, на муниципальном уровне — органами здравоохранения местного самоуправления.
Средства бюджетной системы расходов на здравоохранение перечисляются из всех звеньев бюджетной системы. За счет федерального бюджета финансируются крупнейшие медицинские центры, клиники, больницы федерального значения, научные учреждения, ведомственные медицинские учреждения. Из региональных бюджетов, соответственно, финансируются республиканские, краевые, областные медучреждения. Наиболее весомым источником бюджетного финансирования здравоохранения являются местные бюджеты, за счет которых финансируется массовая сеть лечебно-профилактических учреждений – больниц, поликлиник и т.д. Именно от состояния доходной базы местных бюджетов зависит уровень финансового обеспечения и состояния медицинского обслуживания населения.
Для обеспечения гарантий и обязательств государства по медицинскому обслуживанию населения постановлением Правительства РФ в 1998 году была утверждена Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. Условия и порядок оказания бесплатной медицинской помощи определяется Министерством здравоохранения РФ по согласованию с Фондом обязательного медицинского страхования. Эта Программа устанавливает базовый перечень видов и нормативных показателей объема медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, а также базовую программу обязательного медицинского страхования. В Программу ежегодно вносятся коррективы, исходя из медицинской ситуации и экономических возможностей.
Источником финансирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи на страхование неработающего населения. Размер страхового взноса на ОМС определен Законом о едином социальном налоге и установлен в размере 3,6% к величине начисляемой оплаты труда. Управление средствами обязательного медицинского страхования осуществляется системой фондов ОМС и страховщиками.
В систему фондов ОМС входят:
1. Федеральный фонд ОМС (ФФОМС).
2. Территориальные фонды ОМС (ТФОМС).
Основными функциями территориальных фондов ОМС являются:
- аккумулирование финансовых средств на ОМС;
- финансирование страховых медицинских организаций, заключивших договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинских услуг в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- осуществление контроля за рациональным использованием средств ОМС.
Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов. Основными источниками финансирования фондов ФОМС являются:
- страховые взносы хозяйствующих субъектов;
- ассигнования из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ ОМС;
- добровольные взносов юридических и физических лиц;
- доходы от использования временно свободных финансовых средств фондов.
- Раздел 1. Теоретические основы финансов организаций
- 1.1.2 Капитал предприятия
- 1.1.3 Экономическое содержание и функции финансов предприятий. Роль финансов предприятий в финансовой системе экономики
- Стоимость созданного на предприятии продукта (выручка, цена)
- Финансовый рынок, страхование
- 1.1.4 Роль финансов в деятельности предприятий.
- Тема 1.2 Организация финансов предприятия
- 1.2.1 Влияние классификационных признаков предприятия на организацию финансов предприятия
- 1.2.2 Движение денежных средств и формирование системы финансовых отношений предприятия.
- Государство
- 1.2.3 Структура финансовых отношений предприятия
- 1.2.4 Денежные потоки предприятия.
- 1.2.5 Финансовый механизм предприятия. Принципы организации финансов предприятия.
- Тема 1.3 Финансовые ресурсы и денежные средства предприятия. Способы финансирования деятельности организации
- 1.3.1 Финансовые ресурсы и денежные средства организаций
- 1.3.2 Источники собственных средств предприятия.
- 1.3.3 Заемные средства предприятия.
- 1.3.5 Методы и формы финансирования деятельности организации.
- Раздел 2. Финансовое обеспечение движения капитала предприятия
- 2.1.2 Стоимостная оценка основных фондов.
- 2.1.3 Износ и амортизация основных фондов
- 2.1.4 Ускоренная амортизация и ее методы.
- Тема 2.2 Финансовое обеспечение движения оборотного капитала.
- 2.2.1 Содержание, состав и структура оборотных средств
- 2.2.2 Методы определения потребностей предприятия в оборотном капитале
- 2.2.3 Нормирование оборотных средств
- 2.2.3.1 Нормирование производственных запасов предприятия
- 2.2.3.2 Нормирование незавершенного производства
- 2.2.6 Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.2.7 Производственный и финансовый цикл предприятия
- Раздел 3 формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности организации
- 3.1.2. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости.
- 3.1.3. Калькулирование себестоимости продукции
- 3.1.4. Планирование себестоимости продукции
- 3.1.5 Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Тема 3.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 3.2.1 Экономическое содержание прибыли. Виды прибыли предприятия.
- 3.2.2 Управление прибылью на предприятии
- 2.2.3 Операционный анализ на предприятии
- 3.2.4 Показатели эффективности деятельности предприятия
- 3.2.5 Основные показатели финансового состояния предприятия
- 3.2.6 Учетная политика и ее влияние на финансовые результаты предприятия.
- Тема 3.3. Финансовое планирование на предприятии
- 3.3.1 Содержание, цели, задачи, объекты и субъекты финансового планирования на предприятии
- 3.3.2 Виды, формы и методы финансового планирования на предприятии
- 8.3 Основы бюджетирования на предприятии
- Раздел 4. Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
- 4.1.2 Уставный капитал акционерного общества
- 4.1.3 Ценные бумаги акционерного общества
- 4.1.4 Чистые активы и фонды акционерных обществ.
- 4.1.5 Порядок распределения чистой прибыли в акционерном обществе.
- Тема 4.2 Организация финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.
- 4.2.1 Основы деятельности унитарных предприятий
- 4.2.2 Источники деятельности унитарного предприятия
- Тема 4.3 Финансы некоммерческих организаций
- 4.3.1 Основы деятельности некоммерческих организаций
- 4.3.2 Организационно-правовые формы некоммерческих организаций
- 4.3.3 Особенности финансов некоммерческих организаций
- Тема 4.4 Финансы бюджетных учреждений
- 4.4.1 Сущность бюджетного учреждения
- 4.4.2 Принципы организации финансов бюджетных учреждений
- 4.4.3 Структура финансовых отношений бюджетных организаций
- 4.4.4 Финансовые ресурсы бюджетных организаций
- 4.4.5 Собственные средства бюджетных организаций
- 4.4.6 Расходы бюджетных учреждений.
- 4.4.7 Планирование расходов в бюджетных организациях
- 4.4.9 Особенности финансирования научных организаций
- 4.4.10 Особенности финансов бюджетных учреждений в сфере культуры
- 4.4.11 Особенности финансов учреждений здравоохранения.
- 4.4.12 Финансирование органов государственной власти рф
- Тема 4.5 Финансы предприятий отраслей экономики.
- 4.5.1 Влияние отраслевых особенностей на организацию финансов предприятия
- 4.5.2 Особенности организации финансов предприятий торговли
- 4.5.3 Финансы строительства
- 4.5.4 Финансы транспорта
- 4.5.5 Финансы предприятий сельского хозяйства
- 4.5.6 Финансы предприятий жилищно-коммунального хозяйства