logo
fook

4.5.4 Финансы транспорта

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

1) транспорт не участвует в создании новой продукции, в связи с чем особенностью движения и оборота капитала является отсутствие нового товара. На транспорте продается сам производственный процесс (т.е. сама перевозка), связанный с перемещением продукции, созданной на предприятиях других отраслей;

2) при перевозках транспорту не принадлежит предмет его труда – перевозимые грузы (они принадлежат отправителям и получателям грузов);

3) условием нормальной работы транспорта является создание резервов локомотивов, вагонов, других транспортных средств, что обеспечивает непрерывность и бесперебойность процессов перевозок;

4) в качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажирокилометры, грузооборот и пассажирооборот;

5) наличие «сезонных пиков» обуславливает неравномерность использования в течение года транспортных средств, что обязывает формировать транспортные резервы.

6) экономико-географическое расположение объекта, специализация районов, что влияет на выбор транспорта при перевозках.

Финансы транспорта включают: финансы железнодорожного транспорта, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного транспорта. Организация финансов зависит от особенностей каждой отрасли

Железнодорожный транспорт не зависит от климатических условий, времени года и суток, обладает высокой пропускной и провозной способностью, сравнительно невысокой себестоимостью перевозок грузов и пассажиров., высокой эффективностью при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния. Автомобильный транспорт характеризуется более высокой скоростью доставки грузов по сравнению с железнодорожным и морским транспортом, более высокой маневренностью, возможностью доставки грузов от склада отправления до склада получателя без перегрузочных операций. Его наиболее выгодно использовать для перевозки грузов на короткие расстояния, срочных и скоропортящихся грузов на расстояния от 100 до 300 км. Речной транспорт характеризуется высокая провозная способность на глубоководных реках, сравнительно невысокой себестоимостью перевозок. Используется преимущественно для доставки массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных и строительных грузов. Во многих случаях эффективны перевозки в смешанном железнодорожно-водном сообщении. Морской транспорт предназначен для межконтинентальных массовых перевозок грузов и пассажиров. Трубопроводный транспорт обеспечивает низкую себестоимость для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа. Воздушный транспорт наиболее эффективен для перевозки пассажиров, для доставки особо ценных и скоропортящихся грузов, а также для доставки грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.

В структуре активов для всех отраслей транспорта характерно преобладание основных фондов (90%) над оборотными. В структуре основных фондов около 95% всех средств приходится на подвижной состав. Незначительная величина оборотных средств отражает специфику транспортного производства: отсутствие сырья и материалов, НЗП и готовой продукции.

Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозок, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг.

Выручка зависит от объемов оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. Цены зависят от спроса на данный вид транспорта, а также уровня затрат. Затраты транспорта связаны непосредственно с обеспечением процесса перевозок: затраты на топливо, энергию, содержание парка подвижного состава, наибольший удельный вес – заработная плата сотрудников.

Цены в транспорте в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов определяются на основе франкирования. Цена-франко означает до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену.