logo search
Otvety_na_bilety_GOS_v_2003_ofise

Билет № 38. Методы анализа финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния предприятия

Для анализа финансового состояния предприятия используется система взаимосвязанных показателей, базирующихся на данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Цели и методы анализа

Анализ финансового состояния имеет две основные цели:

оценить прошедшую финансово-хозяйственную деятельность предприятия;

подготовить информацию, необходимую для прогнозирования.

Цели анализа могут быть достигнуты в результате решения взаимосвязанного набора аналитических задач:

определение финансового состояния предприятия на момент проведения анализа;

выявление тенденций и закономерностей развития предприятия;

определение "узких" мест, которые отрицательно влияют на финансовое состояние предприятия;

выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения финансового состояния.

Результаты финансового анализа используются:

администрацией для принятия управленческих решений;

внешними пользователями (банками - для определения кредитоспособности предприятия, потенциальными инвесторами - для определения целесообразности инвестиций, профессиональными участниками фондового рынка - для определения цены акций и т.д.).

Финансовый менеджер должен в совершенстве владеть методами финансового анализа, поскольку он отвечает перед руководством предприятия за:

рекомендации по принятию решений;

финансовый анализ контрагентов по деловым операциям;

"финансовый имидж" предприятия.

Для анализа финансового состояния используется система взаимосвязанных показателей, базирующихся на данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия. Такой анализ иногда называют внешним, поскольку он ориентируется только на публичную отчетность предприятия. Достоверность выходных данных определяет ценность показателей, по которым ведется расчет.

Основное содержание внешнего анализа состоит из:

анализа абсолютных показателей прибыли;

анализа относительных показателей прибыли;

анализа финансовой устойчивости и ликвидности баланса;

анализа эффективности использования привлеченного капитала.

Финансовый менеджер должен выбрать систему показателей, которые помогут ему с достаточной степенью точности оценить текущие и стратегические возможности фирмы.

Основными методами анализа отчетности являются:

чтение отчетности;

горизонтальный анализ;

вертикальный анализ;

трендовый анализ;

расчет финансовых коэффициентов.

Чтение отчетности как один из методов анализа - это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. С помощью этого метода анализа отчетности определяют имущественное состояние предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными организациями, оценивают доход от основной деятельности и прибыль текущего года.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения разных статей отчетности в сравнении с предыдущим годом, полугодием, кварталом.

Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, который принимается за 100% (например, удельный вес дебиторской задолженности в общем итоге валюты баланса).

Трендовый анализ представляет собой определение основной тенденции развития во времени (тренда) показателей отчетности. В наиболее простом случае он может базироваться на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100%.

Финансовые коэффициенты отражают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Преимуществом финансовых коэффициентов является простота расчетов. Суть метода состоит, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:

общепринятыми стандартными параметрами;

среднеотраслевыми показателями;

аналогичными показателями предыдущих лет (периодов);

показателями предприятий-конкурентов;

какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку они являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, чаще всего акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая какое-либо решение, финансовый менеджер должен оценить влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.

Анализ финансовой отчетности не позволяет делать категоричные выводы, он только ориентирует пользователя информации на оценку финансового состояния предприятия и определение его узких мест.