Необходимость и сущность государственного кредита
Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.
Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 46).
Рис. 46. Система источников государственных финансов
Современное государство одновременно является и должником и кредитором.
Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.
Государственный кредит - это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождаетинфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 47).
Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.
Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.
Рис. 47. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета
Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.
Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.
Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).
Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).
- Типы финансовой политики
- Финансовый механизм: понятие, составные элементы
- 9. Сущность и методы управления финансами.
- 10. Система государственных органов управления
- 11. Необходимость, содержание и задачи финансового контроля
- 12. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 13. Система государственного финансового контроля
- 14. Внутрифирменный финансовый контроль
- 15. Аудиторский (независимый) финансовый контроль
- 16. Принципы организации и государственное регулирование финансов
- 18. Прибыль и рентабельность коммерческой организации
- 19. Оборотный капитал коммерческой организации
- Классификация коммерческих организаций по организационно-правовой форме в рф
- Амортизационная политика. Переоценка основных фондов
- 21. Организация расчетов на предприятии
- 1. Расчеты платежными поручениями.
- 2. Расчеты аккредитивами.
- 3. Расчеты чеками.
- 4. Расчеты по инкассо.
- Финансовое планирование на предприятии
- Управление финансами коммерческих организаций
- Государственный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии страны
- Бюджетное устройство Российской Федерации
- Принципы построения бюджетной системы
- 4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.
- Бюджетная классификация
- Межбюджетные отношения. Формы бюджетного регулирования
- Бюджетный механизм регулирования воспроизводственных процессов. Формы и методы бюджетного регулирования
- Реформирование межбюджетных отношений
- Бюджетный процесс
- Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- 35. Доходы и расходы федерального бюджета Доходы и расходы федерального бюджета
- Нефтегазовые доходы федерального бюджета
- Резервный фонд и Фонд будущих поколений
- 37. Внебюджетные фонды.
- 41. Классификация и виды страхования
- 42. Сущность, функции и роль кредита в развитии экономики
- Формы кредита. Особенности и основные виды банковского кредита
- 44. Кредитная система Российской Федерации: понятие и структура
- Коммерческий кредит. Вексельный оборот
- Необходимость и сущность государственного кредита
- 49. Формы государственного кредита и классификация государственных займов
- Классификация государственных займов
- Управление государственным долгом: принципы и методы
- Банковская система: принципы ее организации
- Центральный банк Российской Федерации, его юридический статус, цели, задачи и функции
- Юридический статус Центрального банка
- 53. Коммерческие банки и основные виды их деятельности
- Рынок ценных бумаг, его роль в экономике
- 56. Роль финансов в развитии международных экономических отношений
- Международные кредитно-финансовые организации