logo search
ФСГ - вопросы к зачету

42. Классификация государственных расходов по основным признакам.

Расходыгосударственного бюджета представляют собой про­цесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккуму­лированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы. Задача бюджетных расходов - обеспечить вы­полнение государством его внутренних и внешних функций.

Для более глубокого анализа эффективности использования бюд­жетных ресурсов, их влияния на общественные процессы целесооб­разно расходы бюджета классифицировать следующим образом:

1.Сфера расходования бюджетных ресурсов: материальная или непроизводственная. Расходы на материальную сферу объединяются по своей принадлежности к первому подразделению (производство средств производства) или второму (производство средств потребле­ния), что позволяет определять их влияние на структуру обществен­ного производства и потребления. В их пределах более четкий адрес расходов дает отрасль, ведомство, группа однотипных предприятий или мероприятий, конкретный объект вложения.

Расходы бюджета на содержание и развитие непроизводственной сферы прежде всего различаются по их главному назначению, т. е. на социально-культурные мероприятия, бытовое обслуживание населе­ния и общегосударственные расходы.

Каждая из этих групп включает множество видов расходов, кото­рые в свою очередь объединяются также по отраслевому, ведомствен­ному признаку, затем более конкретно по своему содержанию и спе­цифике деятельности отдельных учреждений и организаций.Например, расходы на социально-культурные мероприятия включа­ют расходы на просвещение, здравоохранение и физическую культу­ру и социальное обеспечение. Бытовое обслуживание - это расходы на развитие коммунального, жилищного, дорожного хозяйств, бла­гоустройство административных единиц и т. п. Общегосударственные расходы включают ассигнования на управление, содержание право­охранительных органов, оборону, закладку государственных резер­вов, обслуживание государственного долга и др.

2.Субъекты финансирования, к которым в наиболее общем виде относятся юридические и физические лица. Для первых (звеньев хо­зяйства и культуры) классификация осуществляется по отраслевому, ведомственному признаку, формам собственности (государственная акционерная, частная), видам деятельности (производственная, научная, коммерческая и т. п.), типам предприятий (крупное, среднее, малое, концерны и т. п.), а также методам хозяйствования (хозрас­четное, бюджетное).

Расходы бюджета на повышение (или поддержание) материально­го и культурного уровня населения бывают прямые или косвенные. Прямые - это бюджетные ассигнования, которые непосредственно передаются отдельным гражданам. Их можно группировать по слоям населения, их социальной принадлежности, а также формам передачи (пенсии, пособия, индексация доходов, субсидии частным пред­принимателям, фермерам и т. п.). Косвенное финансирование граж­дан происходит через дотирование отдельных товаров первой необхо­димости для сохранения определенного уровня фиксированных розничных цен, тарифов на коммунальные услуги. К ним можно от­нести и расходы государства на обеспечение определенного уровня здравоохранения, образования, предоставления на этой основе бес­платных медицинских и образовательных услуг, содержание домов престарелых, инвалидов и т. д. Общая сумма бюджетных ресурсов, направляемая на удовлетворение материальных и социальных нужд населения, их доля во всех расходах бюджета позволяет судить о со­циальной направленности бюджета.