logo search
ФСГ - вопросы к зачету

40. Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации.

Налоговая политика охватывает сложный комплекс проблем формирования бюджетов республиканских и местных органов управления и самоуправления, отражая тем самым интересы соответствующих уровней государственного устройства. В целом они формируют государственную налоговую политику с преобладанием фискального интереса как ее сердцевины. Она стремится к максимизации налоговых сборов и платежей.

Вместе с тем налогоплательщики, физические и юридические лица, как основные носители налогового бремени формируют свою налоговую политику, она также отражает их экономические интересы. Сердцевину этих интересов составляет тенденция к минимизации налоговых платежей.

Государство возникает, функционирует и развивается, нуждаясь в постоянном притоке финансовых средств, в основном путем сбора налоговых платежей и различного рода государственных пошлин. Потребности и интересы государства требуют всевозрастающих ресурсов, аккумулируемых в бюджетах разных уровней. Государственная налоговая политика призвана выражать интересы всех общественных структур и государства в целом как одного из субъектов налоговых отношений.

Другим субъектом налоговых отношений выступают налогоплательщики: граждане и их объединения, физические и юридические лица. Они обязаны уплачивать законодательно установленные налоги, платежи и сборы, передавая часть своей финансовой собственности в доходы консолидированного бюджета страны. Каждый отдельно взятый налогоплательщик трудно воспринимают необходимость платить налоги, ибо это противоречит их собственным экономическим интересам. Уплатой налога они лишают себя части собственности. Она от них переходит в распоряжение государственных структур. Но сообщество людей как единое целое без особого труда осознает необходимость налоговых сборов и законодательно устанавливает виды налогов, их размеры, процедуры уплаты.

Задача государства состоит в установлении разумных взаимоотношений, в максимальной степени удовлетворяющих интересы всех сторон.

В ходе выполнения своих основных функций налоговая система призвана обеспечивать максимально возможное сокращение дефицита государственного бюджета, давая широкий простор развитию рыночных форм хозяйствования.

О размерах налогового бремени нет единых мнений среди финансистов, экономистов, политиков, публицистов. Одни называют 35-40%, другие - 55-60%, третьи - 75-80%, имея в виду отношения всей суммы налоговых сборов к ВВП. Различают три вида налогового бремени при его расчетах:

Вышеприведенные показатели отражают различия в расчетах налогового бремени в зависимости от того, кто, что считает и что имеет в виду. Высокий уровень законодательно установленного налогового бремени является, с одной стороны, тормозом инвестиционного процесса и, с другой стороны, фактором массовых уклонений от налоговых платежей, а в целом - низкой эффективности налоговой системы.