logo search
OTVET_DKB_1

54. Специализированные банки

Специализированные банки - частные и гос. кредит. институты с особыми задачами, выполняющие ряд ф-ций по стимулир-ю опред. сфер нац. эк-ки, связанными с реализацией нац. интересов. Деятельность   специализ-х   банков   ориентирована   на предоставление в основном 1-2 видов услуг для большинства своих клиентов Виды по специализации: 1. Функционал.– инновационные, инвестицион., сберегат., ипотеч., учетные, депозит., клиринговые; Функц. спец-я влияет на хар-р деят-ти банка, опред-ет особенности формирования активов и пассивов, специфику работы с клиентурой. 2. отраслевая - сельскохоз., соц. развития, строит., трастовые, энергетич., внешнеторговые; (степень спец-и отраслевых банков, специфика форм-ия их активов и пассивов зависят от сферы их деятельности и от различий, связанных с особ-ми орг-ции хоз-й деятельности отраслевой клиентуры) 3. клиентная– потребит. кредита, биржевые, коммунальные, кооперативные, страховые; (показ. клиент. ориентированность) 4. территориальная– регион., межрегион., м/ународ. Наиболее ярко выражена функцион. спец-ция, т.к.она влияет на хар-р деят-ти банка, опред-ет особенности формирования активов и пассивов, специфику работы с клиентурой. Важн. и наиболее распростр. из них явл-ся и ипотеч. банк. Ипотечные банки - банки, специализирующиеся на предоставлении ссуд под залог недвижимости - земли и строений. Ресурсами ипотеч. банков явл-ся собств. накопления и ипотеч. облигации. Ипотеч. облигации – долгосроч. цен. бумаги, выпускаемые под обеспечение недвижимым имуществом и приносящие твердый %.Ипотеч. кредит – долгосроч. ссуды, выдаваемые под залог недвижимости, земли. % ставки по ипотеч. ссудам дифференцируются в зависимости от финанс. положения заемщиков. При неуплате задолженности в срок заемщик теряет недвижимость, которая явл-ся обеспечением кредита. Ипотеч. кредит подвергается гос. регулиров., что включает обеспечение ликвидности ипотеч. банков, обязат. хранение опред  части привлеченных ими ср-в в ЦБ, контроль за V кредит. операций и эмиссией цен. бумаг и др. мероприятия. После 1917 г. ипотеч. банки в России были ликвидированы. В 1992 г. в Рос. создан инвестиц. земельный банк.

55,

Международные валютно-кредитные и финансовые организации.   В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны были созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного Банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. СССР не ратифицировал это соглашение в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом. Однако в результате реформ, направленных на переход к рыночной экономике и интеграцию в мировую экономику, Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.  МВФ и группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией. Поэтому доля взноса в капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Принцип «Взвешенных» голосов определяет количество голосов каждой страны-члена. Развитые страны (их 24), составляя 14 % членов МВФ, имеют почти 60 % голосов, в том числе США – 17,7 %, страны ЕС – 26, 2 %. В ВБ США располагают 17 % всех голосов, т.е. столько, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находится в Вашингтоне – столице страны, имеющей наибольшую квоту в их капиталах. Группа ВБ включает Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала. Формирование ресурсов МВФ и МБРР различно. Квоты стран – членов МВФ и МБРР различаются. Квоты стран-членов МВФ оплачиваются полностью (около 25% - СДР и свободно-конвертируемой валютой и 75 % - национальной валютой). Взносы в капитал МБРР оплачиваются лишь в размере 7 % подписного капитала, а 93 % служат гарантийным фондом, который используется в качестве обеспечения эмиссии облигаций Банка на мировых рынках. Размер квот определяется с учетом доли страны в мировой экономике и торговле.  В дополнение к собственному капиталу международные финансовые институты прибегают к заемным средствам.  Основные задачи МВФ заключаются в следующем:  - содействие сбалансированному росту международной торговли;  - предоставление кредитов странам – членам (сроком от трех до пяти лет) для преодоления валютных трудностей, связанных с дефицитом их платежного баланса;  - отмена валютных ограничений;  - межгосударственное валютное регулирование путем контроля за соблюдением структурных принципов мировой валютной системы, зафиксированных в Уставе фонда;  Возможность получения кредита МВФ ограничена следующими условиями:  - лимитируется размер заимствования страны в зависимости от ее квоты;  - фонд предъявляет определенные требования к стране-заемщице, которая должна выполнить макроэкономическую стабилизационную программу. Это позволяет Фонду воздействовать на экономику стран-должников.  Новым явлением с середины 80-х г.г. стал отказ МВФ и МБРР от рекомендации развивающимся странам монетаристской политики, в условиях экономического спада еще более усиливающей его. Стабилизационные программы стали базироваться также и на концепции «экономики предложения» и направлены на развитие производства, проведение экономических реформ, нейтрализацию их негативных социальных последствий. Курс МВФ на ускорение приватизации, экономических реформ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности в России усилил негативные последствия шокового перехода к рыночной экономике (экономический спад, инфляция, банкротство, неплатежи, коррупция и т.д.)  В отличие от МВФ большинство кредитов МБРР – долгосрочные (15-20 лет). Они обусловлены выполнением рекомендаций экономических миссий, которые предварительно обследуют экономику и финансы стран-заемщиц, нередко затрагивая их суверенитет.  МБРР, как и МВФ, представляют собой не только стабилизационные, но и структурные кредиты (на осуществление программ, направленных на структурные реформы в экономике). Их деятельность взаимно увязана, они дополняют друг друга. Причем членом МБРР может стать лишь член МВФ. Специфика МБРР заключается в наличии у него трех филиалов:  Международная ассоциация развития (МАР) - создана в 1960 г. Предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет наименее развитым странам-членам МБРР, взимает лишь комиссию в размере ¾ % на покрытие административных расходов. Цель этих кредитов – в поощрении экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны. Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих чстных ссудных капиталов.  Международная финансовая корпорация (МФК) – создана в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. Кредиты предоставляются наиболее рентабельным предприятиям на срок до 15 лет (в среднем от трех до семи лет). Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличии от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе всемирного банка тенденция сотрудничества, а не конкуренции с частными инвесторами.  Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)– создано в 1988 г. осуществляет страхование (сроком от 15 до 20 лет) прямых инвестиций от некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы по вопросам иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются только члены МБРР.  Международные финансовые институты – МВФ и группа ВБ – играют важную роль в регулировании международных кредитных отношений. Даже их небольшие ссуды открывают стране доступ к заимствованиям в частных банках на мировом рынке ссудных капиталов. Кредиты МВФ и МБРР как бы подтверждают платежеспособность страны.  Вместе с тем существуют различия в деятельности региональных банков развития. Они определяются разным уровнем экономического, культурного развития стран трех континентов – Латинской Америки, Азии и Африки, особенностями их исторических традиций.  К основным региональным организациям Европейского Союза относят:  Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, г. Люксембург), предоставляет кредиты на срок от 7 до 20 лет, а развивающимся странам – до 40 лет. Цель ЕИБ – развитие отсталых регионов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей.  Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.), проводит коллективную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран.  Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1969 г.), содействует созданию и развитию общего аграрного рынка.  Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предоставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах, поскольку там насчитывается 25 беднейших районов.  Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфкрт-на-Майне, 1994 г.) заменил Европейский фонд валютного сотрудничества, созданный в 1973 г. Это наднациональный орган в составе управляющих двенадцати центральных банков, осуществляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте. С июля 1998 г. ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г. начала действовать Европейская система центральных банокв, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.  Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов(БМр, Базель, 1930 г.). По существу, это банк центральных банков (34 страны, в т.ч. Россия с 1996 г.) БМР содействует их сотрудничеству, принимает их депозиты и предоставляет кредиты. Специфической чертой БМР является выполнение функции банка-агента при международных расчетах по валютному клирингу и другим расчетам стран-членов. Также БМР организует коллективную валютную интервенцию центральных банков с целью поддержания курсов ведущих валют, выступает попечителем по межправительственным кредитам, наблюдает за состоянием еврорынка. Кроме того, БМР является ведущим информационно-исследовательским центром. 

56. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные долги при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление займов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь привязывании её к международным денежным потокам.

Основные функции МВФ:

содействие международному сотрудничеству в денежной политике

расширение мировой торгово-промышленной деятельности

кредитация

стабилизация денежных обменных курсов

Официальные цели МВФ

«способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;

«содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговой деятельности» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого Уровня занятости населения и реальных выгод государств-членов;

«обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ»;

оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;

предоставлять временно государствам-членам средства иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Всемирный банк — международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам

В процессе своего развития Всемирный банк претерпевал различные структурные изменения, поэтому под термином Всемирный банк на разных этапах понимались разные организации.

Вначале Всемирный банк ассоциировался с Международным банком реконструкции и развития, осуществлявшим финансовую поддержку в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Позднее в 1960 г. была созданаМеждународная ассоциация развития, которая взяла на себя часть функций, связанных с политикой этого банка.

В настоящее время под Всемирным банком фактически понимают две организации:

Международный банк реконструкции и развития

Международная ассоциация развития

В разное время к ним присоединились созданные для решения задач Всемирного банка ещё три организации:

Международная финансовая корпорация

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров

Все пять организаций входят в Группу организаций Всемирного банка и называются Группой Всемирного банка. В отдельных случаях под Всемирным банком по-прежнему понимается Международный банк реконструкции и развития, который до сих пор составляет основу деятельности Всемирного банка.

Цели деятельности Всемирного банка - способствовать устойчивой глобализации в интересах всех слоёв населения, сокращению масштабов бедности, ускорению экономического роста без ущерба для окружающей среды, а также создавать для людей новые возможности и вселять в них надежду.

Роберт Б. Зеллик, президент Всемирного банка[5]

В настоящее время в соответствии с Декларацией тысячелетия Всемирный банк сосредоточил свою деятельность на достижение целей развития тысячелетия.[6] В переходный период к третьему тысячелетию под эгидой ООН были сформулированы восемь целей, на достижение которых должны быть направлены усилия международных организаций. Цели развития тысячелетия должны быть достигнуты к 2015 году и включают в себя следующие:

ликвидация нищеты и голода;

обеспечение всеобщего начального образования;

поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

сокращение детской смертности;

улучшение охраны материнства;

борьба с ВИЧ/СПИДоммалярией и другими заболеваниями;

обеспечение устойчивого развития окружающей среды;

формирование глобального партнерства в целях развития.

Решая глобальные задачи развития человечества, Всемирный банк, используя механизм предоставления кредитов МБРР, кредитует страны со средним уровнем дохода попроцентным ставкам, соответствующим уровню рынка этих стран. Другая финансовая организация Всемирного банка МАР кредитует страны с низким уровнем дохода по минимальным процентным ставкам или без процентов.

57. Предоставление займов МВФ

Если для предоставления займов МВФ необходимо больше средств, чем он имеет в своем распоряжении от подписных платежей стран-членов, он может приобрести их следующим образом. Каждая страна-член обязана продавать МВФ определенную сумму национальной валюты за СДР. МВФ может получить кредиты от стран-членов. Кроме того, в соглашении между данным государством и МВФ предусмотрена следующая возможность: с согласия страны, валюта которой при этом используется, МВФ может получать кредиты из других источников (например на международных финансовых рынках). Согласно общему кредитному соглашению (ОКС) между группой десяти1 и МВФ, МВФ с 1962 г. распоряжается постоянной многосторонней кредитной линией, которая первоначально была предусмотрена лишь для финансирования платежного баланса членов группы десяти, но с 1983 г. применяется также по отношению к другим странам.

Осознавая необходимость сознательного контроля над запасами и распределением международной ликвидности, равно как и внутренней денежной массы, на конференции в Рио-де-Жанейро в 1967 г. страны-члены МВФ согласились на создание нового вида международной ликвидности — специальных прав заимствования.

Основной принцип их использования заключается в следующем: страны-члены создают через фонд международные безналичные деньги, распределяют их между собой и обязуются принимать их для выполнения требований. Каждая страна получает права заимствования, в рамках которых она может получать необходимую валюту от других стран. Например, Германия получает СДР и может приобрести за них в США, допустим, доллары. США за это получают СДР, которые они со своей стороны в случае необходимости могут использовать для приобретения франков, лир и т. д. Следовательно, СДР представляют собой новую валюту.

Приведем некоторые технические подробности использования СДР.

• Согласно решению стран-членов МВФ на ближайшие 5 лет устанавливается объем создаваемых СДР. Данная сумма предоставляется странам пропорционально их квотам в виде регулярных ежегодных выплат.

• СДР являются платежным средством лишь в отношениях между Центральными банками, частные лица не могут приобретать их и использовать как платежное средство.

• Необходимость погашения СДР отсутствует; СДР не являются кредитом как таковым, однако за их использование необходимо платить проценты. Ставка процента соответствует среднему уровню процентов на денежных рынках в США, Франции, Великобритании, Японии и ФРГ (в августе 1994 г. —- 4,33%).

• Запасы СДР могут быть использованы в полном объеме. Принятые ранее правила о сохранении среднего минимального запаса выданных СДР в объеме 30% с целью акцентирования их резервного характера были отменены в мае 1981 г.