logo search
119196 (1)

2. Банковская система Российской Федерации.

Некоторые функции центрального банка (монопольная эмис­сия кредитных билетов, «банк банков») в России впервые начал выполнять созданный в 1860 г. Государственный банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и на­ряду с функциями центрального банка выполнял функции коммерческого банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным банком Рос­сии последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан в ведение Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

В 1921 г. был создан Государственный банк РСФСР, кото­рый в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находящийся в прямом подчинении Правительства.

Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся еди­ным эмиссионным, кредитным, расчетным и кассовым цен­тром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как централь­ному, гак и коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Госбанк СССР осуществлял монопольную эмиссию наличных денег, централи­зованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности го­сударственных специализированных банков, организацию рас­четов между ними, кассовое, исполнение бюджета.

При этом сохранялись государственная монополия банков­ского дела и строгая централизация управления кредитом.

Центральный банк в Российской Федерации был создан по­сле обретения им суверенитета на базе Госбанка СССР перво­начально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а в апреле 1995 г. — в Центральный банк Российской Федера­ции (Банк России).

Уставный капитал и иное имущество Банка России (ЦБ РФ, ЦБР) являются федеральной собственностью. Однако хотя Банк России является государственным банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое лицо, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обя­зательствам государства, а государство не отвечает по обяза­тельствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обяза­тельны для органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физиче­ских лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся вы­полнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Прези­дента назначает сроком на 4 года Председателя и членов выс­шего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет ау­диторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушива­ет доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также ми­нистр финансов и министр экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Национальный банковский совет регу­лярно рассматривает концепцию совершенствования банков­ской системы, проекты основных направлений единой государ­ственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования.

Функции Банка России:

Первая — защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отноше­нию к иностранным валютам.

Вторая - Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение.

Третья – проведение монетарной политики .

Для достижения монетарной политики Банк России может использовать различные ин­струменты: изменение нормативов обязательных резервов, де­понируемых в ЦБР (резервных требований); изменение про­центных ставок по своим операциям; операции на открытом рынке; валютное регулирование. В исключительных случаях и только после консультации с Правительством ЦБР может при­менять прямые количественные ограничения кредитов (напри­мер, лимиты на рефинансирование банков, на проведение кре­дитными организациями отдельных банковских операций).

Четвертая функция Банка России — развитие и укре­пление банковской системы страны. ЦБР выполняет функцию «банка банков». Он осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим ос­новным направлениям:

Современная кредитная система России— это совокупность самых разнообразных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию доходов, состоящая из нескольких институцио­нальных звеньев или ярусов:

♦ Страховой сектор:

♦ Специализированные небанковские кредитные институты. Основной частью кредитной системы выступает банковская система, предполагающая совокупность банковских учреждений.