logo
119196 (1)

1. Денежная система сша

Формирование денежно – кредитной системы на территории современных США проходило задолго до создания широко известной Федеральной резервной системы. В 1690 г. Колония Массачусетсского залива первая выпустила бумажные кратко­срочные обязательства — нечто среднее между банк­нотами и краткосрочными обязательствами правительства, что­бы финансировать военную экспедицию в Канаду. Но это была одиночная попытка, и в обращении продолжали использоваться преимущественно английские фунты стерлингов и испанские се­ребряные доллары. Американский доллар как национальная де­нежная единица был введен конгрессом в 1785 г. После войны за независимость (1775—1783) конгресс США от лица Соединенных колоний (штатов) принял решение об образовании Первого бан­ка Соединенных Штатов и санк­ционировал первый, теперь уже федеральный, выпуск нацио­нальных денег. Был создан первый собственный монетный двор (в Филадельфии), который должен был чеканить серебряные доллары и медные центы по весу испанских серебряных монет. В 1792 г. в США была введена система биметаллизма: доллар мог параллельно чеканиться как из серебра, так и из золота.

При основании Первого банка Соединенных Штатов в 1791 г. федеральное правительство подписалось на значительную часть уставного капитала и пообещало в течение 20 лет не выдавать чартер — документ, совмещающий функции банковского устава и лицензии, никакому другому банку. Когда в 1811 году встал во­прос о продлении чартера, это встретило мощное сопротивление оппозиции, требовавшей увеличения количества банков. Пер­вый банк Соединенных Штатов был ликвидирован. Мгновенно число банков выросло до 88, а за три следующих года было выдано 120 новых чартеров.

Серьезной проблемой функционирования банков в период с 1812г. вплоть до создания Федеральной резервной системы в 1913 г. было отсутствие клиринга – взаимного погашения банкнот различных банков. До закрытия эту функцию частич­но выполнял Первый банк. Возникла необходимость его ана­лога, и в 1816 г. министр финансов Джеймс Даллас предложил создать Второй банк США. Глав­ным новшеством нового банка стало право учреждать свои от­деления в штатах без согласования с их правительствами. Это вызвало волну политических негодований, усилившуюся после банковского кризиса 1819 г., вызванного выпуском огромного количества банкнот.

Относительная стабильность в денежно-кредитной сфере со­хранялась до 1836 г., когда закончился чартер Второго банка США. Это вновь привело к увеличению числа банков. Кроме того, как следствие чрезмерной доступности кредита усилилась спеку­ляция федеральными (государственными) землями. Кризис за­тянулся до 1840 г. и привел к необходимости каждому штату са­мостоятельно справляться с кредитными проблемами. Главной из них была задача противостоять избыточной эмиссии. Проблема усложнялась тем, что банк эмитировал банкноты с расчетом, что их не сразу и не все предъявят к погашению. Чтобы усложнить доставку банкнот для погашения эмитировавшему их банку, соз­нательно не вводился механизм сбора банкнот, а некоторые бан­ки специально располагались в труднодоступных районах. При­мером может служить Саффолкский банк Массачусетса. В результате в 1859 г. в обращении нахо­дилось 5400 видов банкнот.

Решением проблемы стало образование системы Саффолкских банков Бостона. Провинциальные банки должны были внести в Саффолкский банк постоянный депозит в размере 5 000 дол. плюс сумму, достаточную для погашения банкнот, попадавших в Бостон. Взамен Саффолкский банк обязался принимать банкноты банков системы по номиналу, в то время как банкноты не пожелавших присоединиться банков должны были доставляться для погашения непосредственно в банк-эмитент. Кроме того, Саффолкский банк отказывался принимать в свое клиринговое агентство банки, чья добросовестность вызывала хоть малейшие сомнения.

Радикальные изменения в системе денежно-кредитных отношений произошли во время Гражданской войны 1861—1865 гг., когда банки Юга прервали контакты с северными банками. Со­ломон Чейз, секретарь казначейства, разработал и реализовал в 1864 г. общенациональный банковский закон, согласно кото­рому разрешалось учреждение банков с количеством пайщиков не менее пяти и капиталом не менее 50 000 дол. Условием созда­ния банков было обеспечение ими своих эмиссий через депони­рование в казначействе зарегистрированных облигаций прави­тельства США, причем депонируемая сумма не должна была превышать 90 % рыночной стоимости депонированных облигаций и 100 % их номинальной стоимости. Для всех банков эмиссион­ное право ограничивалось 300 млн дол.

С 1873 г. США перешли к золотому монометаллизму, отме­нив чеканку серебра.

Проблема координации и централизации регулирования де­нежно-кредитных отношений в США стала особенно актуаль­ной после банковского кризиса и биржевой паники 1907 г.. Этот кризис побил многие прежние рекорды и оставался самым ост­рым до событий 1929—1933 гг.. Провинциальные банки под на­тиском вкладчиков обратились в Нью-йоркские крупные банки за изъятием депозитов, что привело к банкротству некоторых кредитных учреждений. Неэластичность денежно-кредитной сис­темы и ее слабая реакция на запросы экономики делали необхо­димым реформирование и разработку закона о центральном банке США.

2. Федеральная резервная система

К моменту принятия закона о Федеральной резервной системе (ФРС) в 1913 г. в США функционировали 20 000 банков, из ко­торых 7000 были эмиссионными национальными банками, а ос­тальные действовали по законам своих штатов и не имели права на эмиссию банкнот. Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее –4 млн. дол. Основная цель Федеральной резервной системы состояла в помощи банкам в пе­риод банковских кризисов и биржевых лихорадок. С 1914 по 1922 г. официальные представители двенадцати федеральных ре­зервных банков периодически проводили консультативные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления моне­тарной политики. В годы становления ФРС общественно-поли­тические факторы позволяли федеральным резервным банкам играть главную роль в этой организации.

Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Со­вет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков — членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный кон­сультационный совет.

Центром Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне, округ Колумбия. Основная фун-­ кция Совета — формирование монетарной политики. Совет со-­ стоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения сената сроком на 14 лет. Если члены Совета исчерпали сроки пребывания в должности (за исключением слу-­ чаев смерти либо отставки), президент имеет право назначить лишь двух новых членов Совета за четырехлетний срок пребыва­ ния у власти. Вместе с тем отставки членов Совета управляющих являются обычным делом. Так, Дж. Картер за первые три года своего президентства назначил четырех новых членов, а Р. Рейган за два срока сменил шестерых из семи управляющих. Советом руководят председатель и его заместитель.

В Совете управляющих обеспечивается равное представительство от округов ФРС. В распоряжении членов Совета значительный штат сотрудников: экономисты, юристы, инспектора.

Совет обладает исключительным правом установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет ответственность с федеральными резервными банками по проведению операций на открытом рынке и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.

Федеральные резервные банки являются проводником директив Совета управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они еженедельно отчитываются перед Советом, который суммирует и обрабатывает поступаю­щую информацию и публикует отчет в конце каждой недели. Наиболее значимым и влиятельным резервным банком является федеральный резервный банк Нью-Йорка.

Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 по­стоянных членов:

• 7 членов Совета управляющих ФРС;

• 5 президентов федеральных резервных банков (избирают на ротационной основе; президент Нью-йоркского банка является постоянным членом ФКОР).

В настоящее время Федеральная резервная система выполняет следующие функции:

- управляет Национальной монетарной политикой путем влияния на денжное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильных цен;