1. Денежная система сша
Формирование денежно – кредитной системы на территории современных США проходило задолго до создания широко известной Федеральной резервной системы. В 1690 г. Колония Массачусетсского залива первая выпустила бумажные краткосрочные обязательства — нечто среднее между банкнотами и краткосрочными обязательствами правительства, чтобы финансировать военную экспедицию в Канаду. Но это была одиночная попытка, и в обращении продолжали использоваться преимущественно английские фунты стерлингов и испанские серебряные доллары. Американский доллар как национальная денежная единица был введен конгрессом в 1785 г. После войны за независимость (1775—1783) конгресс США от лица Соединенных колоний (штатов) принял решение об образовании Первого банка Соединенных Штатов и санкционировал первый, теперь уже федеральный, выпуск национальных денег. Был создан первый собственный монетный двор (в Филадельфии), который должен был чеканить серебряные доллары и медные центы по весу испанских серебряных монет. В 1792 г. в США была введена система биметаллизма: доллар мог параллельно чеканиться как из серебра, так и из золота.
При основании Первого банка Соединенных Штатов в 1791 г. федеральное правительство подписалось на значительную часть уставного капитала и пообещало в течение 20 лет не выдавать чартер — документ, совмещающий функции банковского устава и лицензии, никакому другому банку. Когда в 1811 году встал вопрос о продлении чартера, это встретило мощное сопротивление оппозиции, требовавшей увеличения количества банков. Первый банк Соединенных Штатов был ликвидирован. Мгновенно число банков выросло до 88, а за три следующих года было выдано 120 новых чартеров.
Серьезной проблемой функционирования банков в период с 1812г. вплоть до создания Федеральной резервной системы в 1913 г. было отсутствие клиринга – взаимного погашения банкнот различных банков. До закрытия эту функцию частично выполнял Первый банк. Возникла необходимость его аналога, и в 1816 г. министр финансов Джеймс Даллас предложил создать Второй банк США. Главным новшеством нового банка стало право учреждать свои отделения в штатах без согласования с их правительствами. Это вызвало волну политических негодований, усилившуюся после банковского кризиса 1819 г., вызванного выпуском огромного количества банкнот.
Относительная стабильность в денежно-кредитной сфере сохранялась до 1836 г., когда закончился чартер Второго банка США. Это вновь привело к увеличению числа банков. Кроме того, как следствие чрезмерной доступности кредита усилилась спекуляция федеральными (государственными) землями. Кризис затянулся до 1840 г. и привел к необходимости каждому штату самостоятельно справляться с кредитными проблемами. Главной из них была задача противостоять избыточной эмиссии. Проблема усложнялась тем, что банк эмитировал банкноты с расчетом, что их не сразу и не все предъявят к погашению. Чтобы усложнить доставку банкнот для погашения эмитировавшему их банку, сознательно не вводился механизм сбора банкнот, а некоторые банки специально располагались в труднодоступных районах. Примером может служить Саффолкский банк Массачусетса. В результате в 1859 г. в обращении находилось 5400 видов банкнот.
Решением проблемы стало образование системы Саффолкских банков Бостона. Провинциальные банки должны были внести в Саффолкский банк постоянный депозит в размере 5 000 дол. плюс сумму, достаточную для погашения банкнот, попадавших в Бостон. Взамен Саффолкский банк обязался принимать банкноты банков системы по номиналу, в то время как банкноты не пожелавших присоединиться банков должны были доставляться для погашения непосредственно в банк-эмитент. Кроме того, Саффолкский банк отказывался принимать в свое клиринговое агентство банки, чья добросовестность вызывала хоть малейшие сомнения.
Радикальные изменения в системе денежно-кредитных отношений произошли во время Гражданской войны 1861—1865 гг., когда банки Юга прервали контакты с северными банками. Соломон Чейз, секретарь казначейства, разработал и реализовал в 1864 г. общенациональный банковский закон, согласно которому разрешалось учреждение банков с количеством пайщиков не менее пяти и капиталом не менее 50 000 дол. Условием создания банков было обеспечение ими своих эмиссий через депонирование в казначействе зарегистрированных облигаций правительства США, причем депонируемая сумма не должна была превышать 90 % рыночной стоимости депонированных облигаций и 100 % их номинальной стоимости. Для всех банков эмиссионное право ограничивалось 300 млн дол.
С 1873 г. США перешли к золотому монометаллизму, отменив чеканку серебра.
Проблема координации и централизации регулирования денежно-кредитных отношений в США стала особенно актуальной после банковского кризиса и биржевой паники 1907 г.. Этот кризис побил многие прежние рекорды и оставался самым острым до событий 1929—1933 гг.. Провинциальные банки под натиском вкладчиков обратились в Нью-йоркские крупные банки за изъятием депозитов, что привело к банкротству некоторых кредитных учреждений. Неэластичность денежно-кредитной системы и ее слабая реакция на запросы экономики делали необходимым реформирование и разработку закона о центральном банке США.
2. Федеральная резервная система
К моменту принятия закона о Федеральной резервной системе (ФРС) в 1913 г. в США функционировали 20 000 банков, из которых 7000 были эмиссионными национальными банками, а остальные действовали по законам своих штатов и не имели права на эмиссию банкнот. Вся территория США была разделена на 12 округов, в каждом из которых был учрежден федеральный резервный банк с капиталом не менее –4 млн. дол. Основная цель Федеральной резервной системы состояла в помощи банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок. С 1914 по 1922 г. официальные представители двенадцати федеральных резервных банков периодически проводили консультативные встречи и совещания, на которых разрабатывались направления монетарной политики. В годы становления ФРС общественно-политические факторы позволяли федеральным резервным банкам играть главную роль в этой организации.
Федеральная резервная система состоит из трех уровней: Совет управляющих, 12 федеральных резервных банков, около 6000 банков — членов ФРС. Кроме того, ФРС включает два комитета: Федеральный комитет по открытому рынку и Федеральный консультационный совет.
Центром Федеральной резервной системы является Совет управляющих в Вашингтоне, округ Колумбия. Основная фун- кция Совета — формирование монетарной политики. Совет со- стоит из семи постоянных членов, назначаемых президентом США с одобрения сената сроком на 14 лет. Если члены Совета исчерпали сроки пребывания в должности (за исключением слу- чаев смерти либо отставки), президент имеет право назначить лишь двух новых членов Совета за четырехлетний срок пребыва ния у власти. Вместе с тем отставки членов Совета управляющих являются обычным делом. Так, Дж. Картер за первые три года своего президентства назначил четырех новых членов, а Р. Рейган за два срока сменил шестерых из семи управляющих. Советом руководят председатель и его заместитель.
В Совете управляющих обеспечивается равное представительство от округов ФРС. В распоряжении членов Совета значительный штат сотрудников: экономисты, юристы, инспектора.
Совет обладает исключительным правом установления уровня обязательных резервов депозитных учреждений, а также разделяет ответственность с федеральными резервными банками по проведению операций на открытом рынке и определению наиболее приемлемых банковских учетных ставок.
Федеральные резервные банки являются проводником директив Совета управляющих и играют важную роль в реализации монетарной политики США. Они еженедельно отчитываются перед Советом, который суммирует и обрабатывает поступающую информацию и публикует отчет в конце каждой недели. Наиболее значимым и влиятельным резервным банком является федеральный резервный банк Нью-Йорка.
Федеральный комитет по открытому рынку состоит из 12 постоянных членов:
• 7 членов Совета управляющих ФРС;
• 5 президентов федеральных резервных банков (избирают на ротационной основе; президент Нью-йоркского банка является постоянным членом ФКОР).
В настоящее время Федеральная резервная система выполняет следующие функции:
- управляет Национальной монетарной политикой путем влияния на денжное и кредитное обращение с целью достижения полной занятости и стабильных цен;
контролирует банковские учреждения и регулирует их деятельность для обеспечения безопасности и прочности банковской сферы,
предоставляет финансовые услуги правительству США, играя важную роль в управлении национальной системой расчетов.
- Тема 1. Денежная система
- Денежная система :понятие и основные элементы.
- 2. Денежные реформы и их виды.
- 1. Денежная система :понятие и основные элементы
- 2. Денежные реформы и их виды.
- Тема 2. Основные этапы эволюции валютной системы.
- Мировая валютная система и ее эволюция.
- Международные валютно-кредитные организации.
- 1.Мировая валютная система и ее эволюция.
- 2. Международные валютно-кредитные организации
- Тема 3. Кредитна система
- Понятие кредитной системы.
- Виды кредитных учреждений.
- 1. Понятие кредитной системы.
- 2. Виды кредитных учреждений
- Тема 4. Денежно – кредитная система сша
- Денежная система сша
- 2. Федеральна резервна система.
- 1. Денежная система сша
- Тема 5. Денежно -кредитная система Японии
- Экономика Японии на рубеже веков
- Развитие кредитной системы Японии.
- Экономика Японии на рубеже веков
- 2. Развитие кредитной системы Японии.
- Тема 6. Денежно -кредитная система Франции
- 2. Кредитная система Франции.
- 3. Специальные финансово – кредитные учреждения Франции.
- Тема 7. Денежно – кредитная система Германии
- Денежно – кредитная система Германии.
- Система кредитно-финансовых учреждений.
- Денежно – кредитная система Германии.
- 2. Система кредитно-финансовых учреждений.
- Тема 8. Денежная и кредитная системы Великобритании
- 2. Банк Англии
- 3. Система кредитно-финансовых институтов
- Тема 9. Денежно – кредитная система Российской Федерации
- Денежная система Российской Федерации.
- Банковская система Российской Федерации.
- 1. Денежная система Российской Федерации.
- 2. Банковская система Российской Федерации.
- 3. Грошово-кредитна система України
- 3.1 Загальна характеристика грошово-кредитної системи України
- 3.2 Грошово-кредитний ринок України. Поточні тенденції