1.3 Система органов налогового администрирования
Значение налогового администрирования в системе государственного управления во многом определено структурой субъектов налогового администрирования и принципами их действия и взаимодействия. Налоговое администрирование состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, каждый из которых может быть представлен в виде системы (подсистемы). Соответственно налоговое администрирование можно отнести к сложным динамическим системам, состоящим из управляющей подсистемы (субъекта управления) и управляемой подсистемы (объекта управления).
Субъекты налогового администрирования в системе государственного управления - субъекты управления второго уровня, а субъектами управления первого уровня выступают органы законодательной власти.
Одной из наиболее характерных черт системы налогового администрирования является множественность субъектов его осуществляющих. Органами налогового администрирования условно можно называть те государственные органы, которые наделены какими-либо властными полномочиями в сфере налогообложения, за исключением осуществляющих сугубо правоохранительную функцию. Подобный термин примерно в том же смысле употребляется в литературе. Так, А.В. Брызгалин относит к ним государственные органы, являющиеся участниками отношений в сфере налогообложения. Стремление государства оградить налоговую сферу от противоправных посягательств посредством наделения соответствующими контрольными полномочиями различных государственных органов привело к ситуации, когда налоговое администрирование осуществляется различными государственными структурами.
Рис. 1.1. Система налогового администрирования
Субъекты налогового администрирования совмещают управляющее воздействие с исполнительными компетенциями. При этом основная функция субъектов налогового администрирования - реализация соответствующих юридически-властных требований, т.е. процесс исполнения. Поскольку субъекты налогового администрирования представляют собой специализированную управленческую систему, реализующую налоговую политику, то, по сути, они осуществляют государственно-управленческую деятельность. При этом управляющее воздействие должно быть направлено на достижение цели функционирования системы управления, соответственно степень реализации этого воздействия - показатель эффективности управления системой. Как следствие, формирование адекватного состава и соответствующих полномочий субъектов управления, организация их взаимодействия имеет основополагающее значение. Состав и объем полномочий субъектов налогового администрирования при этом определяются задачами системы налогового администрирования.
Основной задачей органов налогового администрирования является создание эффективной системы налогообложения, а также обеспечение должного уровня исполнительности налогоплательщиков. Среди них выделяются: органы, отвечающие за осуществление налоговой политики; органы, непосредственно взимающие налоги и сборы, а также контролирующие их уплату; органы, обладающие отдельными полномочиями в налоговой сфере.
Как уже упоминалось, совокупность субъектов налогового администрирования характеризуется множественностью и неоднородностью. Это обусловливает целесообразность рассмотрения ее с позиции системного подхода, позволяющего определить не только отдельные элементы той или иной системы, но связи между ними, характеризующие организацию взаимодействия различных элементов в процессе их деятельности.
Анализ действующего законодательства и методов налогового администрирования позволяет отнести к органам налогового администрирования: финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы.
НК РФ четко прописывает права и обязанности каждого из этих органов. Права и обязанности других участников со стороны государства в значительной степени сужены.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы налогового администрирования
- 1.1 Понятие и сущность налогового администрирования
- 1.2 Принципы и функции налогового администрирования
- 1.3 Система органов налогового администрирования
- Глава 2. Проблемы налогового администрирования и анализ контрольной работы на примере ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга
- 2.1 Структура ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга
- Структура ИФНС РФ №18 по Калининскому району г.Санкт-Петербурга
- 2.2 Анализ деятельности ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга по организации налогового администрирования
- 2.3 Анализ контрольной работы ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга
- 2.4 Изменения в законодательстве, направленные на совершенствование налогового администрирования
- Налоговое администрирование и его необходимость
- Вопрос 16 Современное налоговое администрирование: зарубежный опыт.
- Налоговое администрирование и направления его совершенствования
- Понятие налогового администрирования
- 1.2 Формы налогового администрирования
- 2. Место дисциплины «Налоговое администрирование» в системе специальных налоговых дисциплин. Предмет учебной дисциплины «Налоговое администрирование».
- 29.Критерии эффективности налогового администрирования и оценки деятельности налоговых инспекций.