logo
Актуальные проблемы налогового администрирования

2.3 Анализ контрольной работы ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга

Одной из основных задач налогового контроля является принятие необходимых мер, направленных на недопущение уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, на обеспечение практической реализации принципа неотвратимости привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Следует отметить, что практика уклонения от уплаты налогов в современной России приобрела весьма внушительные масштабы (по оценкам специалистов, объем теневой экономики в России составляет 45-50% от ВВП), что в значительной степени связано с несовершенством как налогового законодательства, так и применяемых налоговыми органами методик налогового контроля, недостаточностью ресурсов (трудовых, технических, финансовых) для эффективной организации контрольной работы.

Рассмотрим динамику основных показателей, характеризующих результаты контрольной работы ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга за 2009-2011 гг.

Таблица 2.3

Анализ динамики основных показателей, характеризующих результаты контрольной работы ИФНС РФ №18 по Калининскому району г. Санкт-Петербурга за 2009-2011 гг.

№№ п.п

Наименование показателя

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Всего начислено по результатам контрольной работы, тыс.. рублей

в том числе:

по результатам камеральных проверок

по результатам выездных проверок

Количество выездных проверок организаций, ед.

из них количество проверок, выявивших нарушения

Доначислено на 1 камеральную проверку, тыс. рублей

Доначислено на 1 выездную проверку организации, тыс. рублей

468089

236455

231634

155215

139240

5,8

1438

687938

238050

449887

126405

116641

5,0

3473

454776

175799

278977

73375

70607

3,2

3529

66,1

73,8

62,0

58,0

60,5

64,0

101,6

Как видно из приведенной таблицы, в 2011 г. наблюдается существенное снижение уровня основных показателей, характеризующих результаты контрольной работы, по сравнению в 2010 г. Падение размера доначислений по результатам контрольной работы на 33,9 процентных пункта обусловлено как снижением результативности камерального контроля, так и резким уменьшением количества проводимых выездных проверок (на 42%) при достаточно незначительном увеличении их эффективности (на 1,6%). В частности, на протяжении ряда последних лет сложилась устойчивая тенденция снижения количества выездных проверок, являющихся в настоящее время основной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Так, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. количество указанных проверок снизилось на 41%.

Необходимо отметить, что в настоящее время выездными проверками ежегодно охватывается лишь порядка 1,5-3% налогоплательщиков-организаций, состоящих на учете в налоговых органах (по данным за 2010г. - 2,6%, за 2011 г. - 1,5%). Такой уровень охвата, в частности, означает, что для проведения выездных проверок в отношении всех зарегистрированных на текущий момент налогоплательщиков налоговым органам потребовалось бы не менее 60 лет. Учитывая, что в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 №137-ФЗ возможности камерального контроля как средства выявления налоговых нарушений резко снижены, представляется очевидным, что решение проблемы обеспечения неотвратимости наказания за указанные нарушения лежит преимущественно в плоскости повышения эффективности выездного контроля.

Вместе с этим в условиях крайне ограниченных возможностей налоговых органов по обеспечению достаточно высокой степени охвата налогоплательщиков выездными проверками проблема неотвратимости наказания за совершенные налоговые правонарушения может быть решена лишь при условии непременного соблюдения двух важнейших условий:

1) наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;

2) осуществление налоговыми органами тщательной предпроверочной подготовки, позволяющей обеспечить благоприятные условия для эффективной организации предстоящей выездной налоговой проверки.

Предпроверочная подготовка как комплекс проводимых налоговым органом мероприятий по обеспечению наиболее благоприятных условий для проведения выездной проверки налогоплательщика включает в себя два вида мероприятий:

1) предпроверочный анализ - аналитическая работа с информацией о налогоплательщике, имеющейся в распоряжении налогового органа, и формирование по ее результатам выводов, являющихся существенными для целей обеспечения эффективности предстоящей выездной налоговой проверки;

2) организационные мероприятия, необходимые для эффективного проведения проверки в установленные сроки.

Имеющиеся недостатки в системе законодательного и иного нормативно-правового регулирования деятельности налоговых органов, связанной с проведением предпроверочной подготовки (прежде всего отсутствие правовых оснований для истребования у контрагентов налогоплательщика, банков и иных лиц отдельных документов (информации), существенных для целей предпроверочного анализа), заметно ограничивают возможности данной работы. С другой стороны, отсутствие регламентированной нормами налогового законодательства обязанности налоговых органов проводить предпроверочную подготовку отрицательно сказывается на интересах законопослушных налогоплательщиков, имея в виду, что должным образом не подготовленная выездная проверка, как правило, значительно более длительна по времени и сопровождается истребованием заметно большего массива документов, чем проверка, проводимая целенаправленно на основании результатов, полученных в ходе предпроверочной подготовки.