logo
Бюджеты и процесс их составления

Основные (сводные) бюджеты.

Основные (сводные) бюджеты включают в себя:

Бюджет доходов и расходов (называемый также бюджетом прибыли и убытков) является наиболее распространенным и наиболее привычным для понимания руководителями любого уровня управления.

Назначение данного бюджета – показать запланированные доходы и расходы организации. Бюджет доходов и расходов составляется по методу начисления. Таким образом, бюджет доходов и расходов по своей структуре соответствует бухгалтерскому отчету о прибылях и убытках, хотя может быть гораздо более детальным.

Бюджет доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год), принятый в организации, в соответствии с ее бюджетным регламентом. Внутри бюджетного периода данный бюджет разбивается на кварталы (месяцы, декады).

Бюджет движения денежных средств является планом, отражающим все прогнозируемые поступления и расходования денежных средств организации. В отличии бюджета доходов и расходов, который составляется на основе метода начисления, бюджет движения денежных средств составляется по кассовому методу.

Важность этого документа в бизнесе обусловлена тем, что он позволяет обеспечить денежную ликвидность предприятия, т.е. обеспечить сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия на предстоящий период.

Бюджет движения денежных средств составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с максимально возможной детализацией внутри него (минимальный срок детализации – месяц).

Расчетный баланс является третьей, последней составной частью основных (сводных) бюджетов. Расчетный баланс представляет собой прогноз активов, капитала и обязательств организации.

Под активами понимается все имущество, которым располагает организация в данный момент (в том числе основные средства, материалы, дебиторская задолженность, денежные средства и т.д.). Величина собственных средств (капитала) показывает долю собственников (акционеров, пайщиков) в его активах. Размер обязательств отражает долю кредиторов и заимодавцев в активах организации.

Расчетный баланс составляется на тот же период, что и другие основные бюджеты, и имеет как минимум поквартальную, а лучше – помесячную разбивку внутри бюджетного периода.