47. Методы управления гос-ым и муниципальным долгом.
Под управлением гос-м и муниц-ым внутренним долгом понимается совокупность мероприятий гос-ва и муниц-го образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами.
Долговые обязательства, образующие госдолг РФ, могут выступать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; договоров о предоставлении Р Ф государственных гарантий',соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет .
Долговые обязательства субъекта РФ не могут превышать 30 лет.
Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме:-кредитных соглашений и договоров;-займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; -договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; -договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства РФ могут быть в форме:
* кредитов, полученных Правительством РФ;
* гос займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
* др долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные.
К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др.
К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.
-Реструктуризации долга – изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием суммы основного долга.
-Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.
-Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.
-Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.
Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы, обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.
-Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
-Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эфф-но для гос-ва.
-Аннулирование долга — отказ гос-ва от долговых обязательств.
-Рефинансирование долга – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов
Погашение займов осуществляется путем выкупа облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
49. Виды гос займов.
Различают несколько видов гос займов.По срокам действия займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Гос-во использует займы всех видов сроков погашения.
По субъекту эмиссии гос займы подразделяются на выпускаемые Правительством РФ, правительствами субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В завис-ти от субъектов — держателей ценных бумаг различают гос займы, кот могут реализовываться только среди населения, среди юр лиц, размещаться среди физ и юр лиц.
По форме выплаты доходов бывают процентные, выигрышные, смешанные, целевые займы. Владельцы процентно-выигрышных займов ежегодно получают твердый доход путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат. Владельцы выигрышных облигаций получают доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, где доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные, но в настоящее время они не выпускаются.
В зависимости от методов размещения гос займы делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. По форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы связаны с эмиссией ценных бумаг. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачи особых обязательств.
Обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов возложена на Мин финансов РФ. Реализация ценных бумаг осуществляется через банковскую систему. Центр банк РФ производит первичную реализацию гос-х ценных бумаг, а банки — вторичную реализацию. Так обр происходит становление и развитие РЦБ, кот регулируется Фед законом «О рынке ЦБ».
В наст время в РФ выпущено несколько видов гос внутренних займов В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 30 сентября 1991 г. № 1697-11 был выпушен Гос внутренний заем РФ 1991 г. сроком на 30 лет в виде облигаций номинальной стоимостью 100 тыс рублей. Облигации размещаются только среди юр лиц, кот регистрируются в территориальных управлениях ЦБ РФ. Размер дохода — 15% от минимальной стоимости облигации — выплачивается только в безналичном порядке.
К гос займам относятся и казначейские обязательства, кот предст собой вид размещаемых на добровольной основе среди населения и юр лиц гос-ых ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Эмитентом является Министерство финансов РФ.
- 8. Аудиторский контроль
- 9. Муниципальный контроль.
- 15. Составление проекта бюджета
- 16. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 24. Особенности отдельных видов расходов государств
- 22. Понятие и виды госуд-ых и муниципальных расходов.
- 23. Формирование расходов бюджета.
- 35. Правовое регулирование страхового дела.
- 30. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
- 31. Налоги, уплачиваемые физ и юр лицами
- 37.Понятие виды и структура гос и муниципального долга
- 34.Виды страхования.
- 32. Права и обязанности налогоплательщиков
- 33. Основы организации страхового дела.
- 36.Понятие и значение кредита
- 38.Финансово-правовые отношения в области государственного и муниципального кредита.
- 47. Методы управления гос-ым и муниципальным долгом.
- 48. Правовое регулирование внутренних гос займов.
- 55. Формы безналичных расчетов.
- 58. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
- 59. Участники рынка ценных бумаг
- 60. Способы регулирования рынка ценных бумаг.