logo
шпоры всее

16. Рассмотрение и утверждение бюджета

Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предше­ствует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, кот является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Рассмотрение проекта фед бюджета представительным органом России вызывает большое количество осложнений. Поэтому законодатель пошел по пути детальной регламентации порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о феде­ральном бюджете на каждый конкретный год. После принятия соответствующего проекта федерального за­кона к рассмотрению Гос Думой он должен на­правляться в Совет Федерации Фед Собрания РФ, комитеты Гос Думы, другим субъектам нрава за­конодательной инициативы для внесения замечаний и предло­жений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Бюджетное законодательство предусматривает возможность ут­верждения проекта фед бюджета на соответствующий год после 4-четырех чтений. После четвертого чтения проект фе­дерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Гос Думы для голосова­ния в целом. Принятый Гос Думой Фед закон "О фед бюджете на соответству-ий год" в со­ответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президен­том РФ. В случае непринятия проекта Фед закона "О Фед бюджете на конкретный год" до 1 января конкретного года фед органы исполн-й власти имеют право производить расходование бюдж-х ср-в по соответст­вующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года до принятия Фед закона "О Федеральном бюджете на предстоя­щий год". Гос Дума также может принять Фед закон "О финансировании расходов из Фед бюджета в пер­вом квартале конкретного года". В этом случае фед-е органы исполнит власти производят расходование бюд­ж-х средств в соответствии с указанным Фед за­коном. Подобная практика уже известна росс-й действи­тельности. 17. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финан­сировании соответствующих расходов. Оперативное исполне­ние бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Минфи­ном России, министерств финансов республик в составе РФ, фи­нансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.). Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расход­ ной частям бюджетов. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Ли­миты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 де­кабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не до­пускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декаб­ря включительно федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завер­шаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от пред­принимательской деят-ти и не использованные по со­стоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением ли­цевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обяза­тельствам завершившегося года остаток средств на едином сче­те федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

18.Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Контроль за исполнением.

Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются представительным органом власти. Представительный орган имеет право обратиться в органы про­куратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия ис­полнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в слу­чае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности ви­новных должностных лиц. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финан­совый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении фед-о бюджета за отчетный финансо­вый год в Гос Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов фед целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть со­ставлен в соответствии со структурой и бюджетной классифи­кацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении феде­рального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Гос Ду­му. При этом палата использует материалы и результаты про­веденных проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении феде­рального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заклю­чения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполне­нии федерального бюджета Государственная Дума, заслушивает: доклад руководителя федерального казначейства об исполне­нии федерального бюджета;доклад министра финансов об исполнении федерального бюд­жета;доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства РФ; заключение Председателя Счетной палаты РФ. По предложению Председателя Гос Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Пред­-ль Верховного Суда РФ могут выступить или предста­вить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финн-го года дел, связанных с бюджетными спорами и на­рушениями бюджетного законодательства РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении фед бюджета и заключения Счетной палаты РФ Гос Дума принимает одно из след решений об: утверждении отчета об исполнении фед бюджета;отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

25. Налоги, их понятие и роль.

В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней яв. налоги. За счет них формируется до 95 % федерал-го бюджета РФ. Налоги это один из древнейших экон. инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением гос-ва и использовались ими как основной источник средств.

Налог может быть рассмотрен не только с позиции правовой природы, но и юрид. техники.Юрид. черты налогов:1. односторонний характер установления. 2. налог яв. индивидуально-безвозмездным. 3. налог взыскивается на условиях безвозвратности. 4. проводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.

К определению понятия налог можно подходить с различных позиций: правов, экон, соц-ной.

В соотв. с НК налог это обязательный и индивидуально-безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и юрид. лиц в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности или оперативного управления денежных средств в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и муницип. образований.

Роль налогов отражают выполняемые ими функции:

1. фискальная – формирование доходов гос. или муниц. казны, предназначенной для удовлетв. интересов общества и гос-ва.

2.регулирующая – они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе соц упра-ия, они могут испол-ся для регулирования произ-ва, с их помощью возможно регулирование потребления. В налогах также заложена и возможность регулирования доходов населения.

3.контрольная–в ходе налогообложения со стороны гос-ва производится контроль за финансово-хоз деят. предприятий, за получением доходов гражданами. Источниками этих доходов за пользование имуществом в том числе земли.

19. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов

Выполнение задач и функций гос-ва требует обеспече­ния финан-и ресурсами. Поэтому в собственность и распо­ряжение гос-ва направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими доходами, т.е. гос-ыми доходами. Они находятся в собственности РФ и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы гос-й власти. Помимо этого собственными доходами рас­полагают муницип-е образования, распоряжение и управление кот осуществляют органы местного самоуправления.

В формировании доходов гос-ва и муниц-ных обра­зований участвуют все звенья финансовой системы. По материаль­ному содержанию структура гос-ных и муниципальных доходов представляет совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и пере­распределения в собственность и распоряжение гос, с целью создания фин основы, необходимой для финн деят-ти гос-ва.

Муниципальные (местные) доходы также представл часть нац-ого дохода и служат созданию финн-ой ос­новы местного самоуправления, используются для решения во­просов местного значения, исходя из интересов населения соот­ветс-ей территории.

Госуд и муниц доходы находятся соответ­ственно в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований..

Государственные доходы зачисляются в различные государ­ственные денежные фонды: федеральный и региональные бюд­жеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муни­ципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюд­жетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государ­ственных или муниципальных предприятий.

Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государствен­ных и местных доходов, их система, правовой режим.

К числу актов общего значения относятся Бюдж и Нало­говый кодексы РФ,

БК РФ содержит нормы о распределении бюджетных доходов в бюджетной систе­ме,

НК РФ закрепляет виды налогов в стране и определяет их принадлежность гос-му или местному образованию.

20. Система государственных и муниципальных доходов

Разнообразные виды гос и муниц дох-в объединяются в опред-ую систему.

Система государственных и муниципальных доходов — это совокупность различных видов денежных платежей (поступлений) в собственность государства и муниципальных образований, основанная на единых основных правовых принципах ее фор­мирования и функционирования, и имеющая свою объективно обусловленную структуру.

Соответственно российскому законодательству системе, госу­дарственных и муниципальных (местных) доходов свойствен принцип единства. Он выражается в том, что в федеральном законодательстве определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Источники и виды государственных доходов, а также значе­ние каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение рав­ной защиты, гарантии собственности граждан.

Составляя единую систему, государственные и местные дохо­ды классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

по социально-экономи­ческому признаку дает наиболее полное представление об их источ­никах, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.

По соц- эк признаку можно выделить поступления:

а) гос предприятий или организаций

б)муниципальных предприятий или оргпнизаций

в) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);

г) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;

д) от личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

федеральные;

региональные (доходы субъектов Федерации);

местные доходы муниципальных образований.

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муни­ципальных образований выделяются налоговые и неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства и муни­ципальных образований выделяются обязательные и доброволь­ные платежи и поступления

С учетом отношений собственности можно говорить о след видах дохо­дов

- собственные доходы – виды платежей, кото­рые на основании законодательства обращаются в государствен­ную или муниципальную собственность

- заемные средства, могут быть получены полученные от распространения облигаций, займов,

Если принять во внимание порядок образования и использова­ния государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на две группы: централизованные и децентра­лизованные доходы.

Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, других организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды..

К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах.

Система государственных и муниципальных доходов России и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процес­се становления, обусловленном экономическими и политически­ми переменами в стране и связанными с ними кризисными явле­ниями. Поэтому системе доходов государства и муниципальных образований свойственна в настоящее время нестабильность, недостаточная отработанность механизма действия.

26. Виды налогов.

Преследуя цели пополнения казны для решения госуд задач любое правительство стремится разнообразить вводимые налоги. Объединение налоговых платежей системы предполагает возможность их классиф-ии, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории налогов.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги: с организаций и с физ лиц.

В зависимости от характера использования: общего назначения и целевые. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соотв уровня, как общий денежный фонд и испол-ся при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги зачисляются во внебюджетные и бюджетные целевые фонды для целевого использования.

В завис-ти от форм возложения налогового бремени: прямые и косв-е.

Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику, его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки в цене реализуемых товаров и в результате этого непосредственно не связаны с доходом или имуществом фактического плательщика.

По степени компенсации органов власти различных по установлению и введению налогов выделяют: федер-ые, регион-ые и местные налоги.

21. Неналоговые государственные и муниципальные доходы

В формировании доходов гос-ва и муниципальных обра­зований заметная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение гос-ва и муниципальных об­разований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления, с другой.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образова­ний — это поступающие в их распоряжение доходы от использова­ния гос-го и муницип-го имущества и деят-­ти органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также сред­ства, привлеченные на добровольных началах.

Так, в отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государ­ства и муниципальных образований, выпуск гос-ных и муниц-ых ценных бумаг, привлечение средств в государст­венные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деят-ти и др.

Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взи­мание обусловлено предоставлением плательщику права на осу­ществление какой-либо деятельности и получение юридически зна­чимых, права на пользование имуществом (арендная плата). Поэ­тому плательщики вправе потребовать от государственных или му­ниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за поль­зование которым они были уплачены (например, платежи за поль­зование природными ресурсами).

К ненал-ым доходам относятся пла­тежи штрафного хар-ра.

Обобщенно в составе ненал-ых дох-ов можно выделить след группы.

Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.

-доходы от использования имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности;

-дивиденды по акциям, принадлежащим государству и му­ниципальным образованиям;

-доходы от сдачи в аренду имущества,

-проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предо­ставления бюджетных ссуд внутри страны и др.;

- доходы от оказания услуг или компенсации затрат госу­дарства;

-перечисление прибыли Центрального банка РФ и др

--исполнительский сбор ---консульский сбор.

Доходы от продажи имущества, находящегося в гос-ой и муниципальной собственности:

—поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

—доходы от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, имущества, переходящего в гос-ную или му­ниципальную собственность в порядке наследования или даре­ния, и кладов.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:

— поступления за выпуск и реализацию продукции, изготов­ленной с отступлением от стандартов и технических условий;

— санкции за нарушение порядка применения цен;

— санкции за нецелевое использование бюджетных средств;

—административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;

—суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении пре­ступлений и недостаче материальных ценностей, и др.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:

— поступления средств от централизованного экспорта и про­чие поступления от внешнеэкономической деятельности;

—оплата процентов по государственным кредитам, предо­ставленным правительствам иностранных государств;

— таможенные сборы и др.

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: феде­ральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошли­ны, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.) близ­кие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему. Но они сущест­венно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. А признак обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает толь­ко в связи с обращением к гос или муниц-ым органам за определенной

Все большее значение приобретает привлечение в распоряже­ние государства и муниципальных образований средств на дого­ворных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муници­пального кредита, в том числе государственным и муниципаль­ным займам.

Также на добровольных началах государство и муниципаль­ные образования привлекают средства путем проведения лотерей.

Лотерея — форма добровольного привлечения средств населе­ния путем продажи лотерейных билетов, при которой часть при­влеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.