16. Рассмотрение и утверждение бюджета
Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, кот является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований. Рассмотрение проекта фед бюджета представительным органом России вызывает большое количество осложнений. Поэтому законодатель пошел по пути детальной регламентации порядка (технологии) и сроков рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете на каждый конкретный год. После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Гос Думой он должен направляться в Совет Федерации Фед Собрания РФ, комитеты Гос Думы, другим субъектам нрава законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта фед бюджета на соответствующий год после 4-четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Гос Думы для голосования в целом. Принятый Гос Думой Фед закон "О фед бюджете на соответству-ий год" в соответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. В случае непринятия проекта Фед закона "О Фед бюджете на конкретный год" до 1 января конкретного года фед органы исполн-й власти имеют право производить расходование бюдж-х ср-в по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной трети фактически произведенных расходов за IV квартал предшествующего года до принятия Фед закона "О Федеральном бюджете на предстоящий год". Гос Дума также может принять Фед закон "О финансировании расходов из Фед бюджета в первом квартале конкретного года". В этом случае фед-е органы исполнит власти производят расходование бюдж-х средств в соответствии с указанным Фед законом. Подобная практика уже известна росс-й действительности. 17. Исполнение бюджета
Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Минфином России, министерств финансов республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.). Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расход ной частям бюджетов. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деят-ти и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета. После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
18.Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета. Контроль за исполнением.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются представительным органом власти. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры РФ для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Одновременно с отчетом об исполнении фед-о бюджета за отчетный финансовый год в Гос Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов фед целевых бюджетных фондов. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Гос Думу. При этом палата использует материалы и результаты проведенных проверок. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума, заслушивает: доклад руководителя федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства РФ; заключение Председателя Счетной палаты РФ. По предложению Председателя Гос Думы либо по собственной инициативе Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Пред-ль Верховного Суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финн-го года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении фед бюджета и заключения Счетной палаты РФ Гос Дума принимает одно из след решений об: утверждении отчета об исполнении фед бюджета;отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
25. Налоги, их понятие и роль.
В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней яв. налоги. За счет них формируется до 95 % федерал-го бюджета РФ. Налоги это один из древнейших экон. инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением гос-ва и использовались ими как основной источник средств.
Налог может быть рассмотрен не только с позиции правовой природы, но и юрид. техники.Юрид. черты налогов:1. односторонний характер установления. 2. налог яв. индивидуально-безвозмездным. 3. налог взыскивается на условиях безвозвратности. 4. проводным механизмом налогообложения может быть только принуждение.
К определению понятия налог можно подходить с различных позиций: правов, экон, соц-ной.
В соотв. с НК налог это обязательный и индивидуально-безвозмездный платеж, взымаемый с организаций и юрид. лиц в форме отчуждений принадлежащих им на праве собственности или оперативного управления денежных средств в целях фин. обеспечения деят-ти гос-ва и муницип. образований.
Роль налогов отражают выполняемые ими функции:
1. фискальная – формирование доходов гос. или муниц. казны, предназначенной для удовлетв. интересов общества и гос-ва.
2.регулирующая – они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе соц упра-ия, они могут испол-ся для регулирования произ-ва, с их помощью возможно регулирование потребления. В налогах также заложена и возможность регулирования доходов населения.
3.контрольная–в ходе налогообложения со стороны гос-ва производится контроль за финансово-хоз деят. предприятий, за получением доходов гражданами. Источниками этих доходов за пользование имуществом в том числе земли.
19. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
Выполнение задач и функций гос-ва требует обеспечения финан-и ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение гос-ва направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими доходами, т.е. гос-ыми доходами. Они находятся в собственности РФ и ее субъектов. Распоряжаются ими соответствующие органы гос-й власти. Помимо этого собственными доходами располагают муницип-е образования, распоряжение и управление кот осуществляют органы местного самоуправления.
В формировании доходов гос-ва и муниц-ных образований участвуют все звенья финансовой системы. По материальному содержанию структура гос-ных и муниципальных доходов представляет совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.
Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение гос, с целью создания фин основы, необходимой для финн деят-ти гос-ва.
Муниципальные (местные) доходы также представл часть нац-ого дохода и служат созданию финн-ой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответс-ей территории.
Госуд и муниц доходы находятся соответственно в собственности РФ, ее субъектов или муниципальных образований..
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.
Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим.
К числу актов общего значения относятся Бюдж и Налоговый кодексы РФ,
БК РФ содержит нормы о распределении бюджетных доходов в бюджетной системе,
НК РФ закрепляет виды налогов в стране и определяет их принадлежность гос-му или местному образованию.
20. Система государственных и муниципальных доходов
Разнообразные виды гос и муниц дох-в объединяются в опред-ую систему.
Система государственных и муниципальных доходов — это совокупность различных видов денежных платежей (поступлений) в собственность государства и муниципальных образований, основанная на единых основных правовых принципах ее формирования и функционирования, и имеющая свою объективно обусловленную структуру.
Соответственно российскому законодательству системе, государственных и муниципальных (местных) доходов свойствен принцип единства. Он выражается в том, что в федеральном законодательстве определяются виды государственных и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.
Источники и виды государственных доходов, а также значение каждого из них зависит от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государственных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение равной защиты, гарантии собственности граждан.
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены разные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.
по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.
По соц- эк признаку можно выделить поступления:
а) гос предприятий или организаций
б)муниципальных предприятий или оргпнизаций
в) от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
г) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории Российской Федерации;
д) от личных доходов граждан.
По территориальному уровню доходы подразделяются на:
федеральные;
региональные (доходы субъектов Федерации);
местные доходы муниципальных образований.
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований выделяются налоговые и неналоговые платежи и поступления.
По методам аккумуляции среди доходов государства и муниципальных образований выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления
С учетом отношений собственности можно говорить о след видах доходов
- собственные доходы – виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность
- заемные средства, могут быть получены полученные от распространения облигаций, займов,
Если принять во внимание порядок образования и использования государственных и муниципальных (местных) доходов, то их можно разделить на две группы: централизованные и децентрализованные доходы.
Децентрализованные государственные (и местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, других организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды..
К централизованным (в разных территориальных масштабах) доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах.
Система государственных и муниципальных доходов России и регулирующее ее законодательство находятся в сложном процессе становления, обусловленном экономическими и политическими переменами в стране и связанными с ними кризисными явлениями. Поэтому системе доходов государства и муниципальных образований свойственна в настоящее время нестабильность, недостаточная отработанность механизма действия.
26. Виды налогов.
Преследуя цели пополнения казны для решения госуд задач любое правительство стремится разнообразить вводимые налоги. Объединение налоговых платежей системы предполагает возможность их классиф-ии, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории налогов.
По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги: с организаций и с физ лиц.
В зависимости от характера использования: общего назначения и целевые. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соотв уровня, как общий денежный фонд и испол-ся при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.
Целевые налоги зачисляются во внебюджетные и бюджетные целевые фонды для целевого использования.
В завис-ти от форм возложения налогового бремени: прямые и косв-е.
Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику, его доходам, имуществу и другим объектам налогообложения.
Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки в цене реализуемых товаров и в результате этого непосредственно не связаны с доходом или имуществом фактического плательщика.
По степени компенсации органов власти различных по установлению и введению налогов выделяют: федер-ые, регион-ые и местные налоги.
21. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
В формировании доходов гос-ва и муниципальных образований заметная роль принадлежит неналоговым доходам. Они отличаются от налогов особенностями форм платежей и методов привлечения в распоряжение гос-ва и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления, с другой.
Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в их распоряжение доходы от использования гос-го и муницип-го имущества и деят-ти органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах.
Так, в отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск гос-ных и муниц-ых ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деят-ти и др.
Неналоговым платежам обязательного характера в отличие от налогов свойственна определенная возмездностъ, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой-либо деятельности и получение юридически значимых, права на пользование имуществом (арендная плата). Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т.п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, т.е. расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (например, платежи за пользование природными ресурсами).
К ненал-ым доходам относятся платежи штрафного хар-ра.
Обобщенно в составе ненал-ых дох-ов можно выделить след группы.
Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или от деятельности.
-доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
-дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
-доходы от сдачи в аренду имущества,
-проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и др.;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
-перечисление прибыли Центрального банка РФ и др
--исполнительский сбор ---консульский сбор.
Доходы от продажи имущества, находящегося в гос-ой и муниципальной собственности:
—поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
—доходы от реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, имущества, переходящего в гос-ную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.
Штрафные санкции, возмещение ущерба:
— поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
— санкции за нарушение порядка применения цен;
— санкции за нецелевое использование бюджетных средств;
—административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;
—суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей, и др.
Доходы от внешнеэкономической деятельности:
— поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;
—оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств;
— таможенные сборы и др.
Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, субъектов РФ и муниципальные (местные).
Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами и т.п.) близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему. Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. А признак обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к гос или муниц-ым органам за определенной
Все большее значение приобретает привлечение в распоряжение государства и муниципальных образований средств на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам.
Также на добровольных началах государство и муниципальные образования привлекают средства путем проведения лотерей.
Лотерея — форма добровольного привлечения средств населения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или вещевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов.
- 8. Аудиторский контроль
- 9. Муниципальный контроль.
- 15. Составление проекта бюджета
- 16. Рассмотрение и утверждение бюджета
- 24. Особенности отдельных видов расходов государств
- 22. Понятие и виды госуд-ых и муниципальных расходов.
- 23. Формирование расходов бюджета.
- 35. Правовое регулирование страхового дела.
- 30. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами
- 31. Налоги, уплачиваемые физ и юр лицами
- 37.Понятие виды и структура гос и муниципального долга
- 34.Виды страхования.
- 32. Права и обязанности налогоплательщиков
- 33. Основы организации страхового дела.
- 36.Понятие и значение кредита
- 38.Финансово-правовые отношения в области государственного и муниципального кредита.
- 47. Методы управления гос-ым и муниципальным долгом.
- 48. Правовое регулирование внутренних гос займов.
- 55. Формы безналичных расчетов.
- 58. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
- 59. Участники рынка ценных бумаг
- 60. Способы регулирования рынка ценных бумаг.