logo
шпоры всее

48. Правовое регулирование внутренних гос займов.

Проведение гос займов осуществляется в форме выпуска различных ценных бумаг, среди которых наиболее распро­странены облигации внутреннего гос займа, удосто­веряющие долговое обязательство гос-ва и дающие право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты по ним. Правовую основу выпуска и раз­мещения долговых ценных бумаг образуют Фед законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»2 и от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения гос-ных и муниципальных ценных бумаг»3.

50. Правовой статус ЦБ

Правовой статус Банка России складывается из отраслевых статусов - конституциионного, банковского, гражданско-правового.

Правовой статус Банка России включает следующие элементы;

а) организационно-правовую форму; б) компетенцию;в) структуру.

В ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. У него нет "законодательного органа", что также отличает его от всех кредитных организаций. Совет директоров - это, скорее, исполнительный орган, так как он назначается Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Правоотношения между Банком России, коммерческими банками и другими кредитными организациями строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон. Компетенция Банка России включает его правоспособность, а также те его правомочия, которые закреплены в Фед законе от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке РФ (Банке России)" и в других федеральных законах. Структура ЦБ РФ представл собой определенную совокуп¬ность взаимосвязанных элементов, обусловленных целями, за¬дачами и компетенцией ЦБ РФ. В нее входят: центральный аппарат;территориальные учреждения;расчетно-кассовые центры;вычислительные центры;полевые учреждения;учебные заведения;другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ РФ

51. Лицензирование банковской деят-ти.

лицензионный режим банковской деят-ти - есть система регулятивного воздействия на вид деятельности, потенциально представляющий угрозу причинения значительного вреда обществу и гос-ву, обуславливающая необходимость для занятия этим видом деят-ти получения лицензии и соблюдения в процессе ее осуществления лицензионных требований и условий

институт лицензирования банковской деят-ти, направлен на достижение следующих целей:

- утверждение единого перечня лицензируемых видов банковских операций и единообразного порядка, оснований и условий выдачи, приостановления, аннулирования и отзыва лицензий;

- защита клиентов банков, от некомпетентного управления и недобросовестного руководства;

- укрепление доверия населения и юридических лиц к финансово-кредитной системе в целом и отдельным банковским институтам в частности;

- обеспечение финансово-эк-ой стабильности в обществе и гос-ве

В настоящее время порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также отзыва лицензий регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» (глава II)и тп

В структуре лицензионного режима осуществления банковской деятельности можно выделить следующие элементы этого режима:

- объект лицензирования (сфера деятельности, на кот распространяет свое действие лицензионный режим; в банковском праве таким объектом является банковская деятельность);

- цели и функции лицензирования;

- банковские лицензионные правоотношения;

- лицензионные требования и условия;

- механизм выдачи (приостановления, аннулирования и отзыва) банковской лицензии;

- меры принудительного воздействия за нарушения в сфере лицензирования банковской деятельности.

52. Требования, предъявляемые к кредитным организациям.

Кредитная организация для расширения деятельности путем получения лицензий на осуществление банковских операций в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком Рос решения о расширении деятельности кредитной орган-ии должна быть:

финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требования Банка России);

выполнять установленные фед законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьи лица) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;

не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта РФ, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;

выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;

соблюдать технические требования, установленные Банком России для осуществления банковских операций при направлении ходатайства о выдаче лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, содержащая банковские операции:

привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

осуществление других операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ.

53. Ликвидация банковских структур.

Ликвидация банка может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация может проводится по различным причинам: банк выполнил поставленную перед ним учредителями задачу, разногласия учредителей, недостаточная экономическая эффективность деятельности и др.

Добровольная ликвидация банка производится на основании решения его участников. Учредители (участники) в установленном порядке принимают решение о прекращении деятельности и обязаны в течение 5-ти дней известить об этом территориальное учреждение ЦБ РФ. Ликвидация коммерческого банка может быть произведена и в добровольном порядке. Добровольная ликвидация осуществляется на основании совместного решения коммерческого банка и его кредиторов, которое утверждается общим собранием акционеров (пайщиков) банка (либо другим органом, в компетенцию которого, в соответствии с уставом банка, входит решение вопроса о его ликвидации). Коммерческий банк считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра.

В случае внесудебной процедуры ликвидации банка его участники по согласованию с территориальным управлением ЦБ РФ назначают ликвид-ую комиссию. При этом устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае фактической неплатежеспособности банка.

В результате экономически неэффективной или опасной деятельности, противозаконной деятельности банка может возникать необходимость в его принудительной ликвидации. Правовую основу составляют: ФЗ “О банках и банковской деятельности”, ФЗ “О ЦБ РФ”, ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”., “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций“О реструктуризации кредитных организаций”.

Принудительной ликвидации подлежат банки, у которых отозвана лицензия. Правом отзыва лицензии обладает ЦБ РФ. Отзыв лицензии согласно ст. 75 трактуется как крайняя и последняя мера воздействия на банк, которая должна применяться в исключительных случаях, если есть реальная угроза интересам кредиторов, вкладчиков и самих учредителей.

Основанием для отзыва лицензии можно считать:

1) установления недостоверности сведений, на основании кот-х выдана лицензия, 2)задержки начала осуществления банк-их операций более чем на один год, 3) осуществления банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией, 4) финансовую несостоятельность банка или неоднократное нарушение банком законов, нормативных актов, предписаний ЦБ РФ, 5) неоднократное неисполнение документов судов

6) ходатайство об отзыве лицензии временной администрации

Порядок аннулирования лицензии может быть связан с прекращением деятельности по добровольному решению участников или в связи с такими формами реорганизации: слияние, разделение, присоединение, преобразование.

Решение об отзыве лицензии оформляется приказом на основании ходатайства территориального управления ЦБ РФ. Это решение вступает в силу с момента его принятия и сожжет быть обжаловано в суде в срок 30 дней со дня опубликования сообщения об отзыве лицензии. Это сообщение должно быть опубликовано в “Вестнике Банка России” в течение 7 дней.

54.Понятие расчетов и расчетн отнош

Расчеты — это действия, направлен на прекращ или из­менение возникшего обязательства, они явл важнейшим эле­ментом возмездных имущественных отнош, т.е. таких отношений, объектом которых становится имущество (материальные блага и имущественные права).Расчеты в соответствии с законодатель­ством могут быть произведены одновременно с получением ка­ких-либо имущественных благ, и в этом случае осуществляются они непосредственно между сторонами, например, договора куп­ли-продажи, договора аренды и т.д. В имущественных отношениях юридических лиц расчеты, как правило, не должны производиться непосредственно между ними, для расчетов между юридическими лицами привлекается дополнительный субъ­ект — кредитная организация.На основе имеющегося имущественного отношения, возникающего из граж­данско-правового договора, появляется новое имущественное отно­шение — расчетное. Эти имущественные расчетные отношения ме­жду юридическими лицами и кредитными организациями при про­изводстве расчетов опосредуются нормами права и приобретают форму расчетных правоотношений. Расчетными правоотношения­ми являются также отношения, возникающие между налогопла­тельщиками и налоговым органом при уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются ГК РФ , Фз «О Центральном банке РФ»,«О банках и банковской деятельности». В соответствии с законодательством РФ Банк России является органом, координи­рующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчет­ных, в том числе клиринговых систем в Российской Федерации. К компетенции Банка России отнесено установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов. Расчеты производятся в наличной и безналичной формах. В соответствии с действующим законодательством все хозяйст­вующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается соответствующий договор банковского счета. Хозяйст­вующий субъект самостоятельно выбирает кредитную организацию для открытия банковского счета.