logo
шпоры всее

38.Финансово-правовые отношения в области государственного и муниципального кредита.

В результате осуществления гос и муниципального кредита возникают финансовые и правовые отношения, которые регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, финансового, международного.

В соответствии с бюджетным кодексом государственные долговые обязательства РФ возникают из отношений связанных с заключенными кредитами и договорами. Эти отношения имеют двойственный характер, т.к. возникают одновременно в области имущественных отношений, а реализуются в результате финансовой деятельности государств.

Другим важнейшим основанием возникновения гос и муниципального долга являются муниципальные и государственные заимствования с помощью которых обеспечивается формирование гос долга и происходит покрытие дефицита бюджета, возникшее в результате отношения и регулируется нормами финансового и международного права.

Другим основанием возникновения кредитных отношений является предоставление государственных и муниципальных гарантий по обеспечению исполнения обязательства третьими лицами. Специфика таких отношений заключается в том, что гарантии предоставляет гос-во, которое в одностороннем порядке четко определяет условия и порядок их предоставления. Это находит соответствующие отражения в нормативно-правовых актах.

Поручителем по таким гарантиям выступают: правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Общественные отношения складываются в процессе предоставления или получения в РФ кредита, а также отношения складывающиеся между РФ и др. субъектами в связи с предоставлением гарантий, которые регламентируются нормами гражданского права. Это объясняется следующим- кредит имеет имущественный характер, отношения возникают на основании договоров и соглашений.

Обеспечение кредита это обязательственные отношения урегулированные гражданским правом.

39. Сущность банковского кредита, его роль в функционировании фин. системы.

кредит может рассматр в 2 аспектах: .как эк категория и как правовая форма проявления соот­ветствующих экономических отношений по кредитованию.

Как эк катег банковский кредит представл одну из форм движения ссудного капитала. При банковском Креди­т-и возникают эк отнош, в процессе кот временно свободные ден средства гос-ва, местного са­моуправления, хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируют­ся кредитными орг-ми и из созданных ими фондов Креди­тования на условиях возвратности предоставляются юр и физ лицам, испытывающим временную потребность в дополн фин рес.2.Как правов форма-проявлен соответствия эк отнош в обл кредитования.Эти отнош регламент нормами права:фин,гражд,администр и выдел в отдельн финн-прав инстит,кот вход в с-му финн права.

Банковс кред явл неотъемл частью процесса обществ воспроиз-ва, поэтому фонды создав кред орг-ми вход в стр-ру финн с-мы общ-ва. Сущ-т неск точек зр относит банковск кред и банк с-мы. Банк с-ма не вход в финн с-му россии.,т.к ден ср-ва кред орг-й участв в проц расшир воспроизв-ва,но не оказ фактич влиян на функционир-е всей финн с-мы гос-ва.

Банк кред-это составн часть финн с-мы поскольку ссудн кап использ в сфере матер произв-ва хоз субъектов,кот привлек соответствующ финн рес при недостаточности собствен ср-в.

Обществ отнош в обл банковск кред и банк деят-ти необх выдел самостоят отрасль права,поскольку мех-м прав регул этих отнош явл самост сист-й,однако мног юристы счит такую т.з. несовремен,т.к отнош возник в проц осущ-я банк деят-ти регламентир нормами разл отрасл права,что свид-т о незрелости предмета прав регул-я.

Принципы банк кред-возвратн-ти,срочности,платности,целенаправленности,дифференцированности

41. Порядок регистрации кред орг-й.

Порядок регистр кред орг-й и лицензир банк деят-ти опред ФЗ «о ЦБ РФ», «о банках и банковск деят-ти», атакже принят на их основе инструкции ЦБ. В соответст с этим нормативн актами все кред орг-и подлеж обязат гос регистрации в ЦБ, кот ведет книгу гос регистрации кред орг-и,а также выдают лицензии на осущ-е банковск операц. Для гос регистрац и выдачи лиценз кред орг-я должна предосттав след док:ходатайство о гос регистрац,учред догов или устав кред орг-и,протокол общего собран учредител,свидетельство об уплате гос пошлины,нотар удостовер копии,свид-во о гос регистац их учредит или декларац о дох учредит физ лиц,анкеты кандидатов на должность руковод,исполнит орг-в и главн бухгалт,список учредит кред орг-и.

Кред орг приобр статус юр лица с момента их гос регистрац,а лиценз выдается после нее. Решен о гос регистрац и выдач лиценз кред орг-м произв в срок не превыш 6 мес с момента предоставлен необх док. В случ принятия полож решен к кред орг-и предъявл требован об оплате 100% ее уставного кап в месячн срок. При предъявлен док,свидетельств-х об уплате уставн кап ЦБ открыв зарагестрир банку корреспондир счет и выдает лиценцз на осущ-е банковск операц. Отказ в гос регистр кред орг-й допускается в след случ-несоответств кандид предлож на должности руководит кред орг-й,гл бух и его зама установл требованиям;неудовлетв финн полож учредит кред орг-й или неисполнен ими своих обязательст по уплате ден ср-в в бюдж за посл 3 года; несоотв док-в поданных для гос регистр установлен требованиям;несоотв-е делов репутац кандидатов на должности членов совета директоров или наличие за ними судимости за преступления в сфере экономики. Отказ в гос рег-и кред орг-й имеет право обжалов,в том ч. И в суде

42. Ответ-ть за нарушением банковского закон-ва.

В случ наруш банковс законод-ва кред орг-я мож бытьогранич в провед отдельн банковск операц на срок до 6 мес. В случ невыполнен предпис об устранен наруш ЦБ имеет право примен к кред орг-м след санкции-взыскать штраф в р-ре до 1% оплаченного уставного кап; потреб от кред орг-й-осущ-е меропр по финн оздоровлен,замены руководит,реорган кред орг-й;ввести запрет на осущ-е отд банк операц,предусмотр лиценз на срок до 1 года; измен обязательн нормативы на срок до 6 мес;шназнач времен администр-ю по упр-ю кред орг-й; предлож учредит и участникам решен об увелич собств ср-в кред орг-й до необх размеров; ввести расчет на осущ-е реорганиз-и если в рез-те ее проявлен возникли основания для принятия мер по предупрежд банкротства кред орг-й. Лицензия у кред орг-й мож быть отозвана в след случ,установл ФЗ-установлен сведений о недействит-ти предоставлен док,задержка начала осущ-я банк опер более чем на 1 год со дня выдачи лиценз, неудовлетворен-ть отчетн данных.либо задержка более чем на 15 дней в предоставлен отчетн док-и, осущ-е операц не предусмотр в лицензии, неисполнен ФЗ об регулир банк деят-ти, неисполнен требований содерж в исполнит док судов или треб о взыскан ден ср-в.

43.Денежная система РФ.

Одним из объективных факторов обуславливающих необходимость проведения фин. Деятельности гос-ва яв. перераспределение нац. дохода в денежной форме и его включение в ден.обращение. Деньги как эк.категория представляют собой средства выражения стоимости тов., меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимости товаров. Фунуции денег:1) Определение меры стоимости, 2) Средства накопления, 3) Средства обращения, 3) Средства платежа, 4) международный товарообмен. Особенностью денег яв.то,что они находятся в постоянном движении. Денежное обращение- это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Ден.обращение отражает направленные потоки денег м/у:1- ЦБ РФ и иными кредитными организациями. 2-между самими кредитными организациями. 3- кредитными организациями и юр.лицами разл. организационно-правовых форм.4- банками и физ.лицами. 5-предпр-ми и физ.лицами. 6- банками и иными институтами финн.системы. 7- финн институтами и физ.лицами. в рез-те регулирования ден.обращения в РФ создана ден.система, кот.вкл.в себя след.элементы:1-официальную ден.единицу,2-эмиссию наличных денег,3-организацию и рег-е ден.обращения. 1-м и осн. Элементом ден.сист.яв.валюта РФ, кот.в соотв.с ФЗ о ЦБ РФ яв.руб.состоящий из 100коп. понятие валюта РФ объединяет ден.знаки в виде банкнот и монет,а также средства находящиеся на банковских сч. и банковских вкладах. Введение на территории Росс.др.ден.ед-ц запрещено, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. 2-м элементом ден.сист.яв.осуществление эмиссия наличн.денег, под эмиссией понимается выпуск денег в оборот,кот.приводит к увелич-ю ден.массы находящейся в обороте. Ден.эмиссию наличн.денег осущ.ЦБ РФ. А эмиссию безналичн.денег коммерч.банки.контроль за объемом общей ден.массы осущ.банк России, задача кот.закл.в ограничении или расширении возможностей банков осуществлять ден.эмиссию. эмиссия наличн.денег предст.их выпуск в обращении, а эмиссия безналичн.денег определяется колич.предоставленных кредитов. Для регулирования ден.массы ЦБ РФ устанавливает сист.обязат.результатов для банков,кот.предусм.размещение и кредитн.организациями в банки России определенной части привлеченных ими ден.средств.

44. Правовое регулирование денежного обращения. Гл.задача финансово правового регулирования ден.обращения заключ.в поддержании правового соотношения м/у дох.населения и организацией в ден.форме и стоимости товаров и платных услуг, предлагаемых на внутр.рынке. Ден.масса-это сумма платежн.средств, находящихся в эк-ке страны,совокупный объем налич.и безналичн.денег,кот.характериз-т покупат.платежн.,и накопит.,сркдства, необходимые для развития эк-ки в целом, а также для удовлетворения потребностей физ.и юр.лиц. регулирование ден.обращения основывается на разработке государством денежно-кркдитн.политики, особую роль в ее осуществлении играет в соотв. с конституцией ЦБ РФ, кот. Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую гос.денежно-кредитн.политику, направленную на защиту и обеспечении устойчивости рубля. Осн.интсрукциями и методами денежно-кредитн.политики яв.:1-%-е ставки по операциям ЦБ РФ;2-нормативы обязат.рез-ов,кот.предъявляются по отношению к кредитн.организациям и являются средством кредитн.организаций.;3-операции на открытом рынке купли-продаж назначенных векселей,гос.облигаций и цен.бумаг;4-рефинасирование кредитн.организаций-кредитование банком Росс.кредитн.организаций в соотв.с установленным им ставкой рефинансирования; 5-валютные интервенции-купли-продажа иностр.валюты для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложения денег;6-установление ориентиров роста ден.массы;7-количеств.ограничения,кот.связаны с установлением лимита на рефинансирование кредитн.организаций;8-эмиссия облигаций от своего имени,кот.производится в целях реализации кредитно-ден.политики и направлена на стабилизацию ден.обращения.Осн.направления денежно-кредитн.политики должны вкл.в себя ряд положений среди кот.можно выд.след.:1-осн.принципы ден.-кредитн.политики;2-прогноз осн.показателей платежн.баланса страны;3-направления совершения банковской сист.,надзора и финн.рынков. осн.методы регулирования ден.обращения:1-ден.реформа-это полн.или частичн.преобразование ден.массы с целью стабилизации и укрепления ден.обращения к государству. Этот метод яв.эффективным только в условиях стабильной, эк-ой и политич.ситуации в стране. 2-деноминация-это технич.операция по замене старых денег на новые с приравниванием 1ден.единицы в нов.знаках к большему количеству денег в старых знаках. Она может осуществляться как совместно с ден.реформой, так и отдельно от нее. 3-ден.эмиссия.

46. Формы государственного и муниципального кредита.

В настоящее время гос-ый кредит регулируется БК РФ (гл. 14—15), Фед законом «О восстановлении и защите сбережений граждан РФ»* от 10 мая 1995 г., законами «О гос-х долговых товарных обязательствах» от 1 июня 1995 г., а также указами Президента РФ «Об утверждении комплексной про­граммы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров» от 21 марта 1996 г.** и «О неко-х мерах по защите прав вклад­чиков и акционеров» от 18 ноября 1995.

Согласно действующему законодательству гос или муниципальный долг — это обязательства, возникающ из гос-ных или муниц-ых займов , принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниц-ым образованием гарантий по обя­зательствам третьих лиц, другие обязательства, а также приня­тые на себя РФ, субъектом РФ или муни­ц-ым образованием обязательства третьих лиц (ст. 6 БК РФ). Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в гос-ный внутренний долг РФ в час­ти, принятой на себя РФ. Гос внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Гос долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим госу­дарственную казну. Долговые обязательства РФ могут суще­ствовать в форме:

1.кредитных соглашений и договоров, заключенных от име­ни РФ с кредитными организациями, ино­странными гос-ми и международн финансовыми орган-ми, в пользу указанных кредиторов;

2.государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

3.договоров о предоставлении государственных гарантий РФ,

4.переоформления долговых обязательств третьих лиц в го­с долг РФ на основе принятых фед законов.

В таких же формах могут быть выражены обязательства субъекта РФ и муници-го образования с тем исключени­ем, что органы местного самоуправления не вправе заключать подобные договоры с иностранными гос-ми и междуна­родными финанс орган-ми. Управление гос долгом осуществляется Прави­тельством РФ. Управление гос долгом субъекта РФ и муниц-ым долгом осуществляется соответственно органом исполнит-й власти субъекта РФ и уполномочен­ным органом местного самоуправления. В соответствии со ст. 102 БК РФ РФ не несет ответственности по долговым обяза­тельствам субъектов РФ и муниц-ых образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ, а субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указан­ные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.