Порядок учета доходов и распределения регулирующих доходов между бюджетами разных уровней органами федерального казначейства
Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и учета доходов федерального бюджета органам федерального казначейства в кредитных организациях открываются счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" (далее - счет N 40101) и N 40102 "Доходы федерального бюджета" (далее - счет N 40102).
Счет N 40101 предназначен:
- для учета доходов, которые подлежат распределению органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
- для учета сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и подлежащих распределению между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации.
Счет N 40102 предназначен для учета поступления всех доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, поступающих как непосредственно от плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей, так и со счета N 40101.
Порядок распределения доходов, поступивших на счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства"
Доходы, поступившие на счет N 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.
Распределение доходов между бюджетами разных уровней производится по установленным нормативам отчислений в целом по сумме поступившего дохода (коду бюджетной классификации), за исключением платежей, поступивших от плательщиков, которым предоставлены льготы.
Учет и распределение доходов органами федерального казначейства осуществляется в автоматизированном режиме на основании введенных в базу данных сведений из документов, указанных во втором и третьем разделах настоящей Инструкции.
Органы федерального казначейства ежедневно получают в кредитных организациях выписки из счета N 40101 с приложениями одного экземпляра каждого платежного документа на уплату плательщиком доходов.
В случае поступления на счета органов федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как "Невыясненные поступления".
К "Невыясненным поступлениям" также относятся суммы поступивших платежей, указанные в выписке кредитной организации, но по которым отсутствуют платежные документы, а также платежи, поступившие от плательщиков, состоящих на учете в ином, чем указано в платежном документе, налоговом органе.
После выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению:
- на соответствующие счета бюджетов;
- отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации;
- возврат (средств) плательщику согласно заключению налогового органа.
Платежи, поступившие на счет N 40101 и принадлежность которых к виду дохода не установлена, могут числиться как "Невыясненные поступления" не более двух месяцев со дня их зачисления, а платежи, поступившие в декабре - до 25 декабря отчетного года. После истечения этих сроков невыясненные поступления, зачисленные на счет N 40101, перечисляются органами федерального казначейства с указанного счета в доход федерального бюджета на счет N 40102 и учитываются по коду 2090000 "Прочие неналоговые доходы" бюджетной классификации. Органы федерального казначейства при распределении поступивших доходов производят следующие операции:
- осуществляют распределение поступивших за день доходов по их видам (кодам бюджетной классификации);
- определяют отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюджеты разных уровней;
- осуществляют операции по возврату плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов на основании заключений налоговых органов, исходя из сумм ежедневных доходов, подлежащих перечислению в разные уровни бюджетов.
При недостаточности средств дохода какого-либо уровня бюджета при распределении доходов между бюджетами разных уровней допускается частичное исполнение заключений налоговых органов по возврату плательщику излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода.
Перерасчеты между бюджетами, не исполненные на конец финансового года, осуществляются в следующем финансовом году за счет поступлений в новом финансовом году, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Сумма перерасчета распределения доходов между бюджетами разных уровней определяется в следующем порядке.
По бюджету, по которому предоставлены плательщикам льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит, сумма перерасчета отражается со знаком "минус".
По бюджету, в пользу которого производится перераспределение средств, сумма перерасчета отражается со знаком "плюс". Доходы в бюджеты разных уровней органы федерального казначейства перечисляют не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка из счета N 40101.
Доходы, поступающие на счет N 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на момент зачисления средств на указанный счет.
Учет доходов по счетам N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" и N 40102 "Доходы федерального бюджета"
Учет доходов бюджетов разных уровней осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов. Все операции по исполнению доходов бюджетов разных уровней отражаются в соответствующих формах учета, установленных в Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, и настоящей Инструкции.
На основании информации, введенной с платежных документов в базу данных текущего дня, по счетам N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" и N 40102 "Доходы федерального бюджета", ежедневно формируется Сводный реестр поступивших доходов (приложение N 2 к настоящей Инструкции), в разрезе видов доходов, по каждому счету N 40101 и 40102.
Доходы, поступившие на указанные счета, группируются по кодам бюджетной классификации с указанием итоговых сумм по каждому виду дохода бюджетной классификации (по КД).
Записи в Сводном реестре производятся по каждой операции, отраженной в выписке банка на основе первичного платежного документа с указанием даты документа и в соответствующих графах номера платежного документа, реквизитов плательщика, кода дохода и КД.
В графе "Кредит" отражаются все поступления на счет N 40101 (или 40102).
В графе "Дебет" отражаются все списания со счета N 40101 (или N 40102):
- возвраты плательщикам излишне уплаченных (взысканных) или ошибочно перечисленных налогов (сборов) и обязательных платежей (или возмещения со счета N 40102);
- суммы доходов, перечисляемые органами федерального казначейства со счета N 40101 на счета соответствующих бюджетов. На основании Сводного реестра поступивших доходов на балансовый счет N 40101 формируется Ведомость распределения сумм доходов по счету N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" сумм доходов, подлежащих распределению.
Ведомость распределения сумм доходов по счету N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" предназначена для учета доходов, распределенных и фактически перечисленных в бюджеты разных уровней с учетом проведенных возвратов за предыдущий рабочий день. Кроме того, в ней учитываются суммы, поступившие за текущий рабочий день и подлежащие перечислению в бюджеты разных уровней.
Для регистрации заключений налоговых органов предназначены Журнал регистрации возвратов (возмещений) платежей (приложение N 9 к настоящей Инструкции) и Журнал регистрации внебанковских операций, которые ведутся раздельно по счетам N 40101 и 40102.
После проведения операций по возврату (возмещению) или зачету платежей и отражения этих операций в Ведомости учета возвратов (возмещений) платежей или в Ведомости учета внебанковских операций делаются соответствующие отметки об исполнении в Журнале регистрации возвратов платежей или Журнале регистрации внебанковских операций.
Для регистрации сведений о суммах, предоставленных плательщикам льгот, отсрочек (рассрочек) по платежам, налоговых кредитов и налоговых инвестиционных кредитов и определения сумм перерасчетов между бюджетами разных уровней предназначена Ведомость учета перерасчетов доходов между бюджетами разных уровней.
В Ведомости учета перерасчетов доходов между бюджетами разных уровней, после проведения перерасчетов между бюджетами разных уровней, выводятся остатки по перерасчетам между бюджетами разных уровней, которые не проведены. Одновременно проведенные перерасчеты доходов между бюджетами разных уровней отражаются и в Ведомости учета внебанковских операций.
Ведомость сумм доходов, подлежащих перечислению в бюджеты разных уровней, формируется по видам доходов и уровням бюджетов для определения сумм доходов, подлежащих перечислению в бюджеты разных уровней.
Согласно итоговым данным Ведомости распределения сумм доходов, подлежащих перечислению в бюджеты разных уровней по строке "Всего к перечислению" в автоматизированном режиме формируются платежные документы на перечисление доходов в бюджеты разных уровней.
По итогам формирования форм оперативно-аналитического учета по счету N 40101 в автоматизированном режиме формируется Сводная ведомость учета доходов. Эта ведомость ведется в разрезе видов доходов.
Для ведения аналитического учета по счету N 40102 "Доходы федерального бюджета" по видам доходов федерального бюджета открываются Карточки учета вида доходов.
На основании Сводного реестра поступивших доходов к счету N 40102 в графе "Дебет" отражается общая сумма, перечисленная со счета N 40102 по соответствующему виду доходов, в том числе возвраты платежей с этого счета и суммы возмещений из федерального бюджета.
В графе "Кредит" отражается:
- общая сумма, поступившая на счет N 40102 по соответствующему виду доходов, согласно Сводному реестру поступивших доходов;
- сумма проведенных зачетов по федеральным доходам по соответствующему виду доходов в счет погашения недоимки по другим видам доходов согласно Ведомости учета внебанковских операций.
При этом со знаком "плюс" отражаются суммы по доходам, в пользу которых произведен зачет, а со знаком "минус" - суммы по доходам, по которым произведено уменьшение сумм поступлений.
Для сводного учета доходов, поступивших на счет N 40102, предназначена Карточка учета доходов федерального бюджета.
Карточка формируется на основании данных Карточек вида доходов. На основании данных Сводного реестра поступивших доходов и возвратов платежей по счету N 40102 и Ведомости учета внебанковских операций по счету N 40102 формируется Сводная ведомость учета доходов федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации (по КД).
Кроме того, для аналитического учета формируются следующие формы:
а) Список кредитных организаций, нарушивших установленные сроки зачисления платежей в федеральный бюджет;
б) Справка о распределении доходов между бюджетами разных уровней, поступивших на счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства";
в) Оперативный отчет о поступлении доходов, учет которых осуществляют органы федерального казначейства.
Порядок перечисления органами федерального казначейства средств со счета 40101 «Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет 40105 «Средства федерального бюджета»
Территориальные органы федерального казначейства Минфина России осуществляют перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого им счета 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" (далее - счет 40101) на счет 40105 "Средства федерального бюджета" (далее - счет 40105).
Управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации осуществляют перечисления средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, со счета 40101 на счет 40105, открытый Главному управлению федерального казначейства Минфина России, и на счет 40105, открытый Управлению.
В рабочие дни ежедневно, за исключением периода с 26 по 30 (31) число и 1 рабочего дня каждого месяца, платежными поручениями Управлений осуществляется перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, со счета 40101 на счет 40105, открытый Управлению, в пределах объемов финансирования, доведенного Главным управлением федерального казначейства Минфина России до Управления без перечисления ему денежных средств, а также в пределах средств, использование которых осуществляется получателями средств федерального бюджета в соответствии с нормативными актами Минфина России без предварительного доведения Главным управлением федерального казначейства Минфина России объемов финансирования.
Разница между средствами, подлежащими зачислению в федеральный бюджет, и средствами, указанными в первом абзаце настоящего пункта, перечисляется со счета 40101 на счет 40105, открытый Главному управлению федерального казначейства Минфина России. [4]
В рабочие дни ежедневно в период с 26 по 30 (31) число и 1 рабочий день каждого месяца платежными поручениями Управлений осуществляется перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, со счета 40101 на счет 40105, открытый Главному управлению федерального казначейства Минфина России.
Приказом Минфина России для отдельных Управлений может быть установлен порядок перечисления средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет со счета 40101, только на открытый им счет 40105 или только на открытый Главному управлению федерального казначейства счет 40105 в рабочие дни ежедневно с 1 по 30 (31) число каждого месяца.
В первый рабочий день каждого месяца Управления не производят со счета 40101 возврат налогоплательщикам (плательщикам сборов) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, начисленных на эти суммы процентов, а также пени, возмещения уплаченного налога в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Отделения федерального казначейства Управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации, которым в учреждениях Банка России или кредитных организациях открыты счета 40101, ежедневно по рабочим дням, по получении в подразделении расчетной сети Банка России или кредитной организации выписок из указанных счетов и осуществления распределения доходов, платежным поручением перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов 40101 в полном объеме на счет 40105 соответствующего Управления.
Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в целях осуществления кассовых выплат из федерального бюджета по мере необходимости представляют в Федеральное казначейство в электронном виде Заявки на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета», (далее – Заявки) с применением электронно-цифровой подписи (далее – ЭЦП) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Отделение Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации осуществляет составление Заявки на основании представленных получателями средств федерального бюджета платежных документов и до 15 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, – до 14 часов местного времени) направляет в электронном виде данную Заявку в Управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации (при нахождении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в разных часовых поясах местным временем считается время часового пояса, на территории которого находится Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации).
Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации до 16 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, – до 15 часов местного времени) осуществляет составление и направление в электронном виде Заявки с применением ЭЦП в Федеральное казначейство. Заявка составляется на основании:
платежных документов получателей средств федерального бюджета, представленных в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;
Заявок отделений Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Допускается в исключительных случаях по решению руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя направление в Федеральное казначейство дополнительной Заявки на осуществление кассовых выплат из федерального бюджета в течение текущего рабочего дня с указанием обосновывающей информации в поле Заявки «Примечание». Решение о перечислении средств федерального бюджета по дополнительной Заявке принимается заместителем руководителя Федерального казначейства, к полномочиям которого относится принятие данных решений.
В случае недостаточности средств на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», для осуществления возвратов плательщикам сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов и иных платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, на основании платежных документов, представленных администраторами поступлений в бюджет, составление Заявки осуществляется с учетом данных платежных документов. [7]
Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Отделения Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.
- Понятие и значение исполнения бюджетов.
- 2. Принципы и основные этапы исполнения бюджета
- Бюджетная роспись как основа исполнения бюджетов.
- Кассовое исполнение бюджетов, характеристика систем кассового исполнения бюджетов.
- 5. Деятельность казначейства на разных этапах ее развития
- 6. Причины перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета
- 7. Содержание казначейской системы исполнения бюджета.
- 8. Организационная структура органов федерального казначейства
- Задачи и функции органов федерального казначейства
- Перспективы развития системы федерального казначейства.
- Необходимость дальнейшего развития.
- Цель и основные задачи Программы развития казначейства
- Основные направления развития федерального казначейства
- Единый счет федерального казначейства (екс).
- Казначейская система исполнения региональных и местных бюджетов
- Принципы организации исполнения бюджетов по доходам.
- Порядок учета доходов и распределения регулирующих доходов между бюджетами разных уровней органами федерального казначейства
- Исполнение доходной части региональных и местных бюджетов.
- 20. Координация работы казначейских, банковских, налоговых и финансовых органов по исполнению доходов бюджетов
- Основные этапы исполнения бюджетов по расходам
- 22. Порядок доведения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
- 23. Порядок организации работы по доведению через органы федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета
- 24. Принятие и подтверждение денежных обязательств
- 25. Финансирование расходов бюджетов.
- 26. Механизм финансирования расходов бюджетов через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям средств бюджета в органах федерального казначейства
- 27. Порядок открытия лицевых счетов
- 28. Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов
- 29. Порядок отражения операций на лицевых счетах
- 30. Порядок ведения лицевых счетов
- 31. Финансирование федеральных целевых программ.
- 32. Порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам
- 33. Формы финансовой поддержки субъектов рф
- 34. Предоставление бюджетных ссуд (кредитов) бюджетам других уровней на финансирование кассовых разрывов.
- 35. Взаимные расчеты между бюджетами
- 36. Содержание финансового контроля за исполнением бюджетов
- 37. Формы и методы контроля за исполнением бюджетов.
- 38. Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов
- 39. Роль федерального казначейства в организации контроля за исполнением федерального бюджета
- 40. Координация деятельности органов, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов.