5. Деятельность казначейства на разных этапах ее развития
Создание Федерального казначейства, обеспечивающего исполнение бюджетов, обусловлено необходимостью предварительного, текущего и последующего контроля сбора доходов и осуществления расходов в процессе выполнения государством своих функций. Органы Федерального казначейства являются инструментом реализации бюджетной политики государства и выполняют важную функцию — обеспечивают сохранность федеральных бюджетных средств на счетах в Банке России. Они производят выплаты из федерального бюджета и внебюджетных источников от имени и по поручению получателей средств федерального бюджета, имеющих лицевые счета в Казначействе; обслуживают исполнение бюджетов всех субъектов Российской Федерации по целевым средствам, выделяемым из федерального бюджета; организуют сбор отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета государства.
Первое упоминание о казначействе в России встречается в XV в., когда появились казенные дворы, заложившие начала централизованного управления финансами. До конца XVII в. государственными доходами управляли приказы, выполнявшие роль посредника между верховной властью — властью царя и местными властями. Высшим финансово-контрольным органом был Счетный приказ, но контрольные функции практически не выполнялись.
При Петре I вместо приказов были созданы коллегии. В ведении Камер-коллегии находились государственные доходы и имущество, в ведении штатс-контор-коллегии — государственные расходы, ревизион-коллегия контролировала исполнение смет по доходам и расходам. Высшим финансовым органом являлся Сенат.
В 1775 г. был издан правовой акт «Учреждения для управления губерний Российской Империи», согласно которому в каждой губернии предполагалось создание казенных палат, выполняющих функции представительств финансовых органов на местах. Губернии делились на уезды, в каждом из которых назначался на три года уездный казначей. Была учреждена должность государственного казначея, который возглавлял государственное казначейство. Осуществлялся контроль за поступлением доходов в казну, а также распределение текущих расходов.
В начале XIX в. создается Министерство финансов, в состав которого вошло государственное казначейство. В 1837 г. полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, определяющей предметы деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм. Но при этом крупные суммы часто выдавались не прямым кредиторам, а распорядительным ведомствам, а остатки не контролировались государственными органами.
В середине XIX в. была осуществлена централизация финансовых ресурсов: введено единство кассы, изменился порядок исполнения государственного бюджета. Произошло официальное слияние казначейских касс с банковскими, казначейские органы начали оказывать банковские услуги населению.
С 1899 г. казначейства начали распределять в определенных пропорциях между государственной казной и земствами поступающие поземельные сборы. В ведомстве департамента государственного казначейства насчитывалось более 700 казначейств, которые подчинялись казенным палатам. Казначейские органы выполняли следующие функции:
• прием и хранение доходов, принадлежащих государственному казначейству;
• производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
• продажа гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
• выдача промысловых свидетельств;
• счетоводство по поступающим доходам и возложенным на казначейство расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
• банковские операции: открытие текущих счетов, размен и перевод денег.
В 1918 г. изменился порядок исполнения государственного бюджета, все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка в виде сметных отделов. Завершился этот процесс в 1926 г., в результате чего в СССР сложилась банковская система исполнения бюджета, которая практически без изменений просуществовала до 1992 г.
С распадом СССР и появлением коммерческих банков, для которых исполнение бюджета не носило приоритетного характера, Министерство финансов потеряло контроль за бюджетными средствами, что характеризовалось задержками в перечислении налогов в бюджет, а также несвоевременным финансированием бюджетных расходов или нецелевым использованием средств бюджета. Все это и обусловило возврат к казначейской системе исполнения бюджетов, в первую очередь федерального бюджета. В Российской Федерации Федеральное казначейство было образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 08.12.92 г. № 1556.
Переходный и завершающий этапы развития казначейства
На переходном этапе (1999—2002) были проведены следующие мероприятия:
• перевод всех бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
• централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне управлений Федерального казначейства;
• внедрение системы электронного документооборота на уровне управлений и отделений Федерального казначейства;
• установка системы электронного обмена полноформатными документами между учреждением Банка России и управлениями Федерального казначейства в субъектах Федерации в соответствии с требованиями нормативных документов;
• проведение эксперимента по отработке технологии централизованного на уровне Управления учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных между отделениями и Управлением Федерального казначейства и участвующих в обмене электронными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.
Завершающий этап (2002—2004) охватывал следующие мероприятия:
• объединение четырех лицевых счетов на уровне управлений Федерального казначейства по учету налогов, распределяемых отделениями, доходов федерального бюджета, доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов, и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России;
• открытие Главным управлением Федерального казначейства лицевого счета ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации;
• установление системы электронного документооборота между Главным управлением, управлениями Федерального казначейства и учреждением Банка России;
• подключение учреждений Банка России во всех субъектах Федерации к системе межрегиональных электронных расчетов;
• обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы управлений Федерального казначейства, чтобы зачисление средств, перечисленных Главным управлением, и списание остатков неиспользованных средств по счетам управлений на ЕКС производились в один операционный день;
• пересмотр совместных указаний Минфина и ЦБ России, касающихся взаимоотношений отделений Федерального казначейства, учреждений ЦБ России и кредитных организаций по обслуживанию счетов отделений;
• внесение изменений в нормативные документы ЦБ России, касающихся составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.
- Понятие и значение исполнения бюджетов.
- 2. Принципы и основные этапы исполнения бюджета
- Бюджетная роспись как основа исполнения бюджетов.
- Кассовое исполнение бюджетов, характеристика систем кассового исполнения бюджетов.
- 5. Деятельность казначейства на разных этапах ее развития
- 6. Причины перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета
- 7. Содержание казначейской системы исполнения бюджета.
- 8. Организационная структура органов федерального казначейства
- Задачи и функции органов федерального казначейства
- Перспективы развития системы федерального казначейства.
- Необходимость дальнейшего развития.
- Цель и основные задачи Программы развития казначейства
- Основные направления развития федерального казначейства
- Единый счет федерального казначейства (екс).
- Казначейская система исполнения региональных и местных бюджетов
- Принципы организации исполнения бюджетов по доходам.
- Порядок учета доходов и распределения регулирующих доходов между бюджетами разных уровней органами федерального казначейства
- Исполнение доходной части региональных и местных бюджетов.
- 20. Координация работы казначейских, банковских, налоговых и финансовых органов по исполнению доходов бюджетов
- Основные этапы исполнения бюджетов по расходам
- 22. Порядок доведения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
- 23. Порядок организации работы по доведению через органы федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета
- 24. Принятие и подтверждение денежных обязательств
- 25. Финансирование расходов бюджетов.
- 26. Механизм финансирования расходов бюджетов через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям средств бюджета в органах федерального казначейства
- 27. Порядок открытия лицевых счетов
- 28. Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов
- 29. Порядок отражения операций на лицевых счетах
- 30. Порядок ведения лицевых счетов
- 31. Финансирование федеральных целевых программ.
- 32. Порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам
- 33. Формы финансовой поддержки субъектов рф
- 34. Предоставление бюджетных ссуд (кредитов) бюджетам других уровней на финансирование кассовых разрывов.
- 35. Взаимные расчеты между бюджетами
- 36. Содержание финансового контроля за исполнением бюджетов
- 37. Формы и методы контроля за исполнением бюджетов.
- 38. Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов
- 39. Роль федерального казначейства в организации контроля за исполнением федерального бюджета
- 40. Координация деятельности органов, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов.