34. Предоставление бюджетных ссуд (кредитов) бюджетам других уровней на финансирование кассовых разрывов.
Субъекты Федерации могут привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
По мере исполнения местных бюджетов в отдельных регионах страны возможно возникновение кассового разрыва, то есть отставание во времени между полученными доходами и финансированием текущих затрат. Кассовый разрыв может быть плановым и внеплановым. Плановый кассовый разрыв возникает при объективном несовпадении сроков финансирования текущих затрат и получением доходов, а также при запланированном дефиците местного бюджета.
Внеплановый кассовый разрыв может быть вызван, как правило, невыполнением плановых доходов и перефинансированием отдельных статей бюджета, а также может быть обусловлен сезонностью несения затрат либо сезонностью поступления доходов в местный бюджет.
При возникновении кассового разрыва, в первую очередь, используются средства оборотных кассовых наличных денег, величина которых определяется на стадии утверждения бюджета. Однако, в случае нехватки средств в вышеуказанном источнике, бюджет может рассчитывать на получение ссуды из вышестоящего бюджета. Ссуда, выделяемая одним бюджетом другому, называется бюджетная ссуда. Характер бюджетных ссуд исключительно целевой: бюджетные ссуды выделяются на покрытие временных кассовых разрывов.
Если дотации, субсидии и субвенции планируются при разработке проекта бюджета, то бюджетные ссуды не планируются на этой стадии. Кроме того, если дотации, субсидии и субвенции не возвращаются, то бюджетные ссуды подлежат обязательному возврату. При этом за использование бюджетной ссуды могут взиматься проценты, то есть предоставление бюджетных ссуд может осуществляться на возмездной основе.
Бюджетные ссуды подразумевают краткосрочный характер. Такие ссуды выдаются на срок, который обычно не превышает шесть месяцев, и должны быть возвращены до окончания бюджетного года, в котором они предоставлялись. Основным отличием бюджетной ссуды от бюджетного кредита является срочность предоставления. При выделении бюджетного кредита одним бюджетом другому сроки возврата денежных средств не оговариваются – заёмные средства должны быть возвращены заёмщиком по мере поступления в бюджет денежных средств.
Бюджетная ссуда может быть предоставлена только вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету, который непосредственно с ним связан. Размер бюджетной ссуды никогда не может превышать размер возникшего кассового разрыва. Цели, условия оплаты и возврата бюджетных ссуд устанавливаются ежегодно законом о бюджете на текущий финансовый год.
В Российской Федерации выделение ссуд происходит из федерального бюджета, затем они поступают в бюджеты субъектов Федерации, а из бюджетов субъектов Федерации поступают в местные бюджеты. Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает выделение бюджетных ссуд органами государственной власти и местного самоуправления одного уровня.
Согласно бюджетному кодексу Российской Федерации для финансирования расходов бюджета в форме, предоставления денежных средств юридическим лицам или другому бюджету по принципу возвратности, применяется бюджетный кредит или государственное кредитование.
В последние годы, в связи с тяжёлым финансовым положением некоторых регионов и несбалансированностью их бюджетов, задолженность местных бюджетов перед вышестоящими бюджетами возросла.
Если бюджетная ссуда не возвращена нижестоящим бюджетом вышестоящему в рамках оговоренных сроков её погашения, то невозвращённая бюджетная ссуда в полном объёме погашается на следующий год путём вычитания её из суммы денежных средств, предусмотренных для предоставления вышестоящим бюджетом нижестоящему в текущем финансовом году.
- Понятие и значение исполнения бюджетов.
- 2. Принципы и основные этапы исполнения бюджета
- Бюджетная роспись как основа исполнения бюджетов.
- Кассовое исполнение бюджетов, характеристика систем кассового исполнения бюджетов.
- 5. Деятельность казначейства на разных этапах ее развития
- 6. Причины перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета
- 7. Содержание казначейской системы исполнения бюджета.
- 8. Организационная структура органов федерального казначейства
- Задачи и функции органов федерального казначейства
- Перспективы развития системы федерального казначейства.
- Необходимость дальнейшего развития.
- Цель и основные задачи Программы развития казначейства
- Основные направления развития федерального казначейства
- Единый счет федерального казначейства (екс).
- Казначейская система исполнения региональных и местных бюджетов
- Принципы организации исполнения бюджетов по доходам.
- Порядок учета доходов и распределения регулирующих доходов между бюджетами разных уровней органами федерального казначейства
- Исполнение доходной части региональных и местных бюджетов.
- 20. Координация работы казначейских, банковских, налоговых и финансовых органов по исполнению доходов бюджетов
- Основные этапы исполнения бюджетов по расходам
- 22. Порядок доведения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
- 23. Порядок организации работы по доведению через органы федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета
- 24. Принятие и подтверждение денежных обязательств
- 25. Финансирование расходов бюджетов.
- 26. Механизм финансирования расходов бюджетов через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям средств бюджета в органах федерального казначейства
- 27. Порядок открытия лицевых счетов
- 28. Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов
- 29. Порядок отражения операций на лицевых счетах
- 30. Порядок ведения лицевых счетов
- 31. Финансирование федеральных целевых программ.
- 32. Порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам
- 33. Формы финансовой поддержки субъектов рф
- 34. Предоставление бюджетных ссуд (кредитов) бюджетам других уровней на финансирование кассовых разрывов.
- 35. Взаимные расчеты между бюджетами
- 36. Содержание финансового контроля за исполнением бюджетов
- 37. Формы и методы контроля за исполнением бюджетов.
- 38. Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов
- 39. Роль федерального казначейства в организации контроля за исполнением федерального бюджета
- 40. Координация деятельности органов, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов.