40. Координация деятельности органов, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов.
Контроль как процесс проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной системе России.
Финансовый контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления – Федеральное Собрание России, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления.
Финансовый контроль в бюджетной сфере осуществляется также финансовыми и контрольными органами исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительными органами местного самоуправления.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):
• предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) в бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
• текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления на:
• получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;
• получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджетов;
• утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
• создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;
• внесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.
Федеральное Собрание России для осуществления государственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.
Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» к основным задачам Счетной палаты отнесены следующие:
• организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
• определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
• анализ выявленных отклонений от установленных тенденций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;
Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, независимости и гласности.
Счетная палата состоит из Председателя, заместителя Председателя, аудиторов и аппарата Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на 6 лет. Кандидат на должность Председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, финансов, экономики.
Финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления. Таким финансовым контролем наделены: Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; распорядители бюджетных средств.
Федеральное казначейство Министерство финансов РФ осуществляет контрольные функции – предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.
Федеральное казначейство Министерства финансов РФ образует единую систему органов Казначейства, включающую Главное управление Федерального казначейства, подчиненные ему территориальные органы республик, краев, областей и других субъектов РФ.
Главными задачами органов Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа единства кассы, сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление вышестоящим органам отчетности о финансовых операциях и др.
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
С 1 февраля 2002 года начал свою деятельность Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».
На Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (в просторечии – финансовая разведка) возлагаются задачи:
• организация надзора и борьбы с финансовыми преступлениями в России;
• координация деятельности правоохранительных органов в области финансового и налогового мониторинга;
• изучение опыта финансового мониторинга в зарубежных странах;
• противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
В составе Комитета: председатель, 4 заместителя председателя Комитета и коллегия в количестве 11 человек.
Комитет РФ по финансовому мониторингу образует территориальные органы в субъектах Федерации.
- Понятие и значение исполнения бюджетов.
- 2. Принципы и основные этапы исполнения бюджета
- Бюджетная роспись как основа исполнения бюджетов.
- Кассовое исполнение бюджетов, характеристика систем кассового исполнения бюджетов.
- 5. Деятельность казначейства на разных этапах ее развития
- 6. Причины перехода к казначейской системе исполнения федерального бюджета
- 7. Содержание казначейской системы исполнения бюджета.
- 8. Организационная структура органов федерального казначейства
- Задачи и функции органов федерального казначейства
- Перспективы развития системы федерального казначейства.
- Необходимость дальнейшего развития.
- Цель и основные задачи Программы развития казначейства
- Основные направления развития федерального казначейства
- Единый счет федерального казначейства (екс).
- Казначейская система исполнения региональных и местных бюджетов
- Принципы организации исполнения бюджетов по доходам.
- Порядок учета доходов и распределения регулирующих доходов между бюджетами разных уровней органами федерального казначейства
- Исполнение доходной части региональных и местных бюджетов.
- 20. Координация работы казначейских, банковских, налоговых и финансовых органов по исполнению доходов бюджетов
- Основные этапы исполнения бюджетов по расходам
- 22. Порядок доведения объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств
- 23. Порядок организации работы по доведению через органы федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета
- 24. Принятие и подтверждение денежных обязательств
- 25. Финансирование расходов бюджетов.
- 26. Механизм финансирования расходов бюджетов через лицевые счета, открытые распорядителям и получателям средств бюджета в органах федерального казначейства
- 27. Порядок открытия лицевых счетов
- 28. Порядок переоформления и закрытия лицевых счетов
- 29. Порядок отражения операций на лицевых счетах
- 30. Порядок ведения лицевых счетов
- 31. Финансирование федеральных целевых программ.
- 32. Порядок предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам
- 33. Формы финансовой поддержки субъектов рф
- 34. Предоставление бюджетных ссуд (кредитов) бюджетам других уровней на финансирование кассовых разрывов.
- 35. Взаимные расчеты между бюджетами
- 36. Содержание финансового контроля за исполнением бюджетов
- 37. Формы и методы контроля за исполнением бюджетов.
- 38. Органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов
- 39. Роль федерального казначейства в организации контроля за исполнением федерального бюджета
- 40. Координация деятельности органов, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов.