logo
2_Finansovyy_menedzhment_malenkie

17. Управление оборотным капиталом

Оборотные активы наряду с основными средствами и рабочей силой являются важнейшим элементом (фактором) производства. Недостаточная обеспеченность предприятия оборотными средствами парализует его деятельность и приводит к ухудшению финансового положения. Оборотные средства (капитал) – совокупность денежных средств авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Находясь в постоянном движении, оборотные средства совершают непрерывный кругооборот, который отражается в постоянном возобновлении процесса производства

Можно выделить следующие стадии (фазы) кругооборота:

    1. Денежная (Д-Т) – денежные средства финансируются в необходимые предметы труда.

    2. Производственная (Т-П-Т) – происходит качественное изменение предметов труда в готовую продукцию, т.е. осуществляется непосредственно процесс производства.

    3. Товарная (Т- Д) – стадия нахождения оборотных средств в предметах труда и готовой продукции.

Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. В отличие от основных средств, которые неоднократно участвуют в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на весь изготовленный продукт.

Оборотные средства предприятия существуют в сфере производства и в сфере обращения. Для изучения состава и структуры оборотные активы группируются по четырем признакам:

1) по сферам оборота:

2) по элементам - оборотные производственные фонды и фонды обращения подразделяются на различные элементы, состав­ляющие материально-вещественную структуру оборотных средств.

3) по охвату нормированием:

4) по источникам формирования:

Управление оборотными активами составляет наиболее обширную часть операций финансового менеджмента. Это связано с большим количеством элементов их внутреннего материально-вещественного и финансового состава, требующих индивидуализации управления; высокой динамикой трансформации их видов; приоритетной ролью в обеспечении платежеспособности, рентабельности и других целевых результатов операционной деятельности предприятия.

Управление оборотными активами предприятия осуществляется по следующим основным этапам

Этапы управления оборотными активами:

1. Анализ оборотных активов в предшествующем периоде

2. Выбор политики формирования оборотных активов

3. Оптимизация объема оборотных активов

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов

6. Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов