22. Сущность и методы финансового планирования деятельности предприятия
Планирование в широком смысле означает принятие на основе систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями.
Главный смысл планирования состоит в повышении производительности и эффективности работы предприятия посредством:
- целевой ориентации и координации всех событий предприятия;
- выявление рисков и снижение их уровня;
- повышение гибкости, приспособление к изменениям.
Основу механизма управления финансовой деятельностью предприятия составляет финансовое планирование.
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Финансовое планирование на предприятии (или внутрифирменное финансовое планирование) позволяет:
- наиболее полно отражать и наиболее эффективно обеспечивать осуществление всех форм финансовых отношений предприятия в процессе его предстоящего развития;
- координировать усилия всех служб и подразделений предприятия, направленные на обеспечение эффективного его развития и повышение его рыночной стоимости;
- трансформировать стратегические цели развития предприятия в систему конкретных плановых заданий, предусматриваемых к реализации в соответствующем плановом периоде;
- создавать необходимую нормативную базу внутреннего контроля всех основных аспектов финансовой деятельности предприятия;
- создавать необходимую информационную базу для всех субъектов финансовых отношений, обеспечивающих внешнее финансирование предприятия.
В процессе планирования финансового предприятия используются следующие основные методы:
1. Метод корреляционного моделирования. Сущность этого метода заключается в установлении корреляционной зависимости между двумя рассматриваемыми показателями в динамике и последующем прогнозировании одного из них в зависимости от изменения другого (базового). В финансовом менеджменте широкое распространение получило прогнозирование суммы активов предприятия (в целом и отдельных их видов), а также некоторых других показателей в зависимости от изменения объема реализации продукции.
2. Метод оптимизационного моделирования. Его сущность заключается в оптимизации конкретного прогнозируемого показателя в зависимости от ряда условий его формирования. Этот метод используется в финансовом менеджменте при прогнозировании структуры капитала, чистой прибыли и некоторых других показателей.
3. Метод многофакторного экономико-математического моделирования. Сущность этого метода состоит в том, что прогнозируемый показатель определяется на основе конкретных математических моделей, отражающих функциональную взаимосвязь его количественного значения от системы определенных факторов, также выраженных количественно. В финансовом менеджменте широко используются разнообразные модели устойчивого роста предприятия, определяющие объемы его внешнего финансирования в зависимости от темпа роста реализации продукции (или в обратной постановке) и другие.
4. Расчетно-аналитический метод. Его сущность состоит в прямом расчете количественных значений прогнозируемых показателей на основе использования соответствующих норм и нормативов. В финансовом менеджменте этот метод используется при прогнозировании суммы амортизационного потока (на основе использования разных методов амортизации), а соответственно и чистого денежного потока (при ранее спрогнозированной сумме чистой прибыли предприятия).
5. Экономико-статистический метод. Сущность этого метода состоит в исследовании закономерностей динамики конкретного показателя (определении линии его тренда) и распространении темпов этой динамики на прогнозируемый период. Несмотря на относительную простоту этого метода, его использование дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учесть новые тенденции и факторы, влияющие на динамику рассматриваемого показателя. Этот метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя, что в наших экономических условиях весьма проблематично.
Планирование – это процесс получения, переработки и передачи информации. Количественно выраженные данные трансформируются в плановую информацию, которая может быть получена при помощи различных моделей.
Описательные (дескриптивные) модели – содержат небольшое число элементов, взаимосвязи между которыми могут быть представлены в количественной форме и описаны простыми математическими уравнениями (плановые калькуляции, инвестиционные расчеты). Эти модели не отражают функциональные взаимосвязи и ограничения, однако создают основу для построения более сложных моделей;
Объясняющие (аналитические) – представляют собой функциональные уравнения, в которых могут быть отражены связи между зависимыми и независимыми переменными (расчеты прибыли и убытков). Значение аналитических моделей в том, что они дают возможность представлять ожидаемые последствия возможных действий;
Модель принятия решения – они позволяют находить оптимальное решение через расчетный алгоритм и выбирать такие возможные мероприятия, которые гарантируют наилучшее достижение цели.
Финансовое планирование на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:
1. Перспективного планирования финансовой деятельности предприятия.
2. Текущего планирования финансовой деятельности предприятия.
3. Оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.
- 1. Цели, задачи и содержание финансового менеджмента
- 2. Сущность финансового менеджмента: сферы влияния, субъекты и объекты управления
- 3. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 4. Базовые концепции финансового менеджмента
- 5. Модель стоимостной оценки финансовых активов (сарм)
- 6. Финансовые инструменты
- 7. Методы оценки финансовых активов
- 8. Риск и доходность финансовых активов
- 9. Риск и доходность портфельных инвестиций
- 10. Оценка эффективности и риска инвестиционных проектов
- 11. Методы управления денежными потоками предприятий
- 12. Финансовый и производственный циклы предприятия
- 13. Управление материально-сырьевыми запасами предприятия
- 14. Средневзвешенная и предельная цена капитала
- 15. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 16. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 17. Управление оборотным капиталом
- 18. Дивидендная политика
- 19. Управление собственным капиталом
- 20. Теория структуры капитала
- 21. Формула Дюпона
- 22. Сущность и методы финансового планирования деятельности предприятия
- 23. Структура и содержание финансовой политики предприятия
- 24. Прогнозирование банкротства предприятий: отечественный и зарубежный опыт
- 25. Банкротство, финансовая реструктуризация, антикризисное управление деятельностью российских предприятий