16 Государственные займы и их классификация
Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.
Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).
Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.
Государственные займы классифицируются следующим образом.
По признаку субъектов -держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:
реализуемые только среди населения;
реализуемые только среди юридических лиц;
реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения.
По способу размещения делятся на:
— свободно обращающиеся;— размещаемые по подписке;— принудительные.
Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.
По обеспеченности долговых обязательств:
— закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
— беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
По сроку действия:
— краткосрочные (срок погашения до одного года);
— среднесрочные (до пяти лет);
— долгосрочные (свыше пяти лет).
По видам доходности:
— выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
— процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
— с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).
По месту размещения:
— внутренние; — внешние.
По методу определения доходов:
— с твердым доходом; — с «плавающим» доходом.
По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:
— с правом досрочного погашения; — без права досрочного погашения.
Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже.
17 Государственный ( муниципальный) долг, его предельный размер
Заимствования средств бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
3) договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;
5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.
Долговые обязательства субъекта РФ существуют в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;
2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг субъекта РФ на основе принятых законов субъекта;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования существуют в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
2) займов муниципального образования, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
3) договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
4) долговых обязательств юридических лиц, переоформленных в муниципальный долг на основе правовых актов органов местного самоуправления.
Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.
При возникновении финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга.
Реструктуризация — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения.
В целях регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Если при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы на обслуживание государственного долга субъекта превышают 15% расходов его бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:
назначить ревизию бюджета субъекта РФ;
передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;
принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.
Погашение обязательств государственного долга РФ учитывается в федеральном бюджете путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных внутренних или внешних заимствований РФ.
Все расходы на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной части бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов как расходы на погашение государственного или муниципального долга.
- Акцизы, их роль в формировании бюджетов
- 2 Анализ взаимосвязи издержек, объема производства и прибыли
- 3 Банковская система, ее свойства и элементы
- 4 Безналичный денежный оборот и система безналичных расчетов
- 6 Бюджетная политика рф
- 7 Бюджетная система рф, принципы ее построения
- 8 Бюджетное устройство рф. Принципы построения бюджетной системы рф
- Бюджетный процесс: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов по звеньям бюджетной системы
- 10 Валютная система: сущность, виды, элементы
- 11 Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы
- 12 Вексель и вексельное обращение
- 13 Виды и функции денег
- 14 Государственные внебюджетные фонды: сущность, значение, классификация
- 15 Государственные гарантии. Программа гос. Гарантий
- 16 Государственные займы и их классификация
- 18 Государственный и муниципальный кредит
- 19. Дебиторская задолженность: оценка и методы оптимизации
- 20 Денежная масса и ее элементы
- 21. Денежная система, ее основные типы и элементы
- 22. Денежный оборот и его структура
- 23. Дефицит бюджета: источники его покрытия, предельные размеры
- 24. Диагностика и прогнозирование вероятности банкротства
- 25 Доходы бюджета: содержание и принципы их формирования
- 26 Доходы федерального бюджета. Виды и структура
- 27. Единый налог на вмененный доход (енвд) для отдельных видов деятельности
- 28. Затраты предприятия и их классификация
- 29. Инвестиционный налоговый кредит
- 30. Инвестиционный процесс и его участники
- 31. Инструменты реализации межбюджетных отношений рф
- 32. Источники финансирования капитальных вложений
- 33. Источники формирования и направления использования средств Пенсионного фонда рф
- 34. Классификация операций комерческих банков
- 35. Коммерческие банки и их классификация
- 36. Кредит: сущность, необходимость, функции, формы и виды
- 37. Критерии оценки эффективности инвестиций
- 38.Международные финансовые и кредитные институты
- 39. Методы планирования прибыли
- 40. Методы стабилизации денежного обращения
- 43. Ндфл: Плательщики налога, объект налогообложения, виды вычетов, ставки налога.
- Налог на прибыль организаций, объект налогообложения, ставки, льготы.
- 45. Налог, сущность, функции и классификация
- 46. Налоговая политика государства. Цели и задачи.
- 47. Налогообложение и его принципы
- 49. Основные задачи и показатели анализа финансового состояния предприятия
- 50. Основные задачи и функции федерального казначейства
- 52. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 55. Порядок нормирования оборотных средств.
- 56. Порядок формирования и использования доходов от реализации продукции.
- 57. Прибыль предприятия, ее виды и функции.
- 58. Принципы кредита
- 59. Производственный и финансовый леверидж.
- 60. Пути финансового оздоровления предприятия.
- 61. Расчеты аккредитивами.
- 62. Расчеты платежными поручениями.
- 63.Расчеты по инкассо.
- 64. Расчеты чеками.
- 65. Система показателей для оценки рентабельности предприятия.
- 66. Содержание и принципы формирования доходов бюджета: методология их планирования по звеньям бюджетной системы.
- 67. Состав, движение и износ основных фондов предприятия.
- 68 Состав, структура и движение денежных средств по видам деятельности организации
- 69. Ссудный процент и его роль
- 70. Стратегия и тактика антикризисного управления при угрозе банкротства.
- 71. Страхование как финансовая категория, ее специфика, сферы, отрасли
- 72. Структура и стоимость капитала
- Сущность и виды финансового контроля
- 74Сущность и виды финансовых рисков
- Сущность и виды ценных бумаг
- Сущность и классификация затрат на предприятии
- 3) По отношению к изменениям:
- 4) По экономическим элементам:
- 77Сущность и классификация оборотных средств
- 78 Сущность и особенности лизинга
- 79 Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства.
- Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 80Сущность признаки и виды банкротства
- 81Сущность значение и классификация государственных внебюджетных фондов
- 82 Сущность, значение и порядок отчислений в гос. Внебюджетные фонды соц. Назначения.
- 83 Сущность, роль и функции денег
- 84Сущность типы и виды инфляции
- 85 Сущность, функции и классификация налогов
- 86Сущность цели и задачи финансового менеджмента
- 87 Таможенные пошлины и таможенные сборы
- 88 Управление дебиторской задолженности(кредитная политика)
- 89 Управление запасами
- 90 Упрощенная система налогооблажения: ставки, объект налогооблажения, налогооблагаемая база
- 91. Финансовая политика государства и ее инструменты
- 92. Финансовая политика, ее содержание и задачи
- 93. Финансовая система ее сфера, звенья, элементы
- 94. Финансовое планирование: сущность, виды, структура, этапы составления
- 95. Финансовые ресурсы предприятий и источники их формирования
- 96. Финансовый механизм, понятие и структура
- 97.Финансы коммерческих организаций
- 98. Финансы некоммерческих организаций
- 99. Фонд обязательного медицинского страхования рф, основные задачи, источники формирования и направления использования средств.
- 100. Фонд социального страхования рф, функции, источники формирования и направления использования средств.
- 101. Формы и функции кредита
- 102. Центральный банк, его функции и задачи
- 103. Экономическая сущность и виды инвестиций
- 104. Экономическая сущность страхования, его функции и роль
- 105. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 106. Экономическое содержание оборотного капитала. Структура оборотных активов организации и источники их финансирования
- 107. Этапы бюджетного процесса
- 108.Эффект финансового и операционного рычага