logo
контрольная работа

2.1.4. Оценка рентабельности организации

Для оценки эффективности деятельности организации целесообразно использовать показатели рентабельности – относительные показатели, позволяющие соизмерять полученный экономический эффект с показателями условий хозяйствования: стоимостью активов, размерами источников финансирования деятельности, суммами доходов либо расходов.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

– рентабельность инвестиций (капитала);

– рентабельность продаж.

Показатели рентабельности инвестиций. В качестве базисного показателя (знаменателя формулы) берется какой-либо вид ресурсов:

– если оценка осуществляется с позиции организации, то в качестве обобщающего показателя ресурсов, используется, например, средняя стоимость активов;

– если оценка осуществляется с позиции собственников организации или лендеров (физических и юридических лиц, предоставляющих капитал) используются данных об источниках средств, например, средняя величина совокупного капитала.

Рентабельность средств в активах(ROA) позволяет дать оценку экономической эффективности использования совокупных ресурсов, вложенных в активы организации.

Рентабельность собственного капитала (ROE) показывает эффективность работы средств собственников организации, он позволяет судить, какой процент прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.

Отметим, что ROAиROEявляются основными показателями, используемыми в странах с рыночной экономикой для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

Показатели рентабельности продаж. В качестве базисного показателя используются выручка от продаж или себестоимость продукции.

Чистая рентабельность продаж(NPM ) позволяет оценить размер чистой прибыли (%), приходящейся на рубль проданной продукции. Показатель рассчитывается с использованием в числителе прибыли от продаж.

Рентабельность хозяйственной (основной) деятельности(RB ) показывает размер чистой прибыли, приходящейся на рубль понесенных на производство продукции затрат.

Коэффициент экономического роста компании (kg ) характеризует темп роста выручки от продаж и может использоваться для прогнозирования деятельности организации. Он представлен в Приложении 4.

Табл. 5 необходимо заполнить, используя для расчетов данные Приложения 4 и составленных самостоятельно прогнозных форм бухгалтерской отчетности (табл. 10, 11 данного пособия). Заметим, что так как при выполнении курсовой работы используются условные формы бухгалтерской отчетности, средние величины показателей бухгалтерского баланса не рассчитываются.

После расчета показателей табл. 5 необходимо оценить эффективность деятельности исследуемой организации, выявить динамику показателей (положительная динамика – их увеличение). Необходимо отметить, что сегодня в РФ отсутствуют рекомендуемые значения показателей рентабельности. Данная ситуация обусловлена рядом причин, например, тем, что уровень рентабельности может формироваться собственниками организации как одна из задач финансового менеджмента.

Таблица 5