18. Транспортный комплекс и система связи Республики Беларусь
Транспорт - одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее звеньев. Велико влияние транспортных издержек на себестоимость и цены товаров. Одновременно транспорту принадлежит огромная роль в расширении экономических связей на межгосударственном уровне, развитии культурных связей между народами. Транспорт является емким потребителем сырья, топлива, ряда видов промышленной продукции.
Разработку приоритетных направлений развития транспорта и государственное регулирование деятельности объединений, предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями железнодорожного транспорта осуществляет Белорусская железная дорога, предприятиями гражданской авиации - Государственный комитет по авиации, городским транспортом - органы местной исполнительной власти.
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуется следующими показателями: доля транспорта в ВВП - 11%, в численности занятых в экономике – 7,6%.
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.
Для оценки работы транспорта используется ряд показателей: грузооборот в тонно-километрах, пассажирооборот в пассажиро-километрах и др.
Грузооборот всеми видами транспорта (без учета трубопроводного) в стране достиг более 62 млрд. тонно-километров в год, почти 75 % из которого формируется на железнодорожном транспорте, около 25 % - на автомобильном, и менее 1% - на водном и воздушном. На протяжении последних лет эти пропорции сохраняются.
Пассажироборот по видам транспорта общего пользования составил более 23 млрд. пассажиро-километров в год, из которого 43% формируется на автомобильном транспорте, более 32% - на железнодорожном. В последние годы перевозки пассажиров железнодорожным транспортом сокращаются, а автомобильным (автобусы) увеличиваются.
Связь. Связь — отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Связь играет важную роль в производственно-хозяйственной деятельности общества, управлении государством, системой обороны и всеми видами транспорта, а также для удовлетворения культурно-бытовых потребностей и роста информационной осведомленности населения. Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему - проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи.
Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Общепринятым показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей, которая в Беларуси - 36 аппаратов на 100 жителей.. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. Она предназначена для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам связи относятся сотовая телефонная связь и радиотелефонная связь. Количество абонентов мобильной связи в Беларуси к 2010 г. увеличилось в 1,7 раза и составило более 10,3 млн. абонентов.
До 5,5 млн. увеличилось количество пользователей сетью Интернет.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития отрасли являются: создание условий для внедрения новейших технологий, модернизация средств и систем связи, расширение номенклатуры и повышение качества услуг, снижение эксплуатационных расходов. Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и развитию таких новых современных услуг связи, как «электронная почта», международная ускоренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также увеличению нетрадиционных услуг, предоставляемых предприятиями связи.
- Система национальной экономики
- 2. Макроэкономические показатели развития национальной экономики
- 3. Совокупный экономический потенциал страны и его состав
- Природно-ресурсный потенциал Республики Беларусь
- Демографический и трудовой потенциал Республики Беларусь
- 6. Научный, научно-технический и инновационный потенциал
- 7. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь
- 8. Факторы роста экономики Беларуси
- 9. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы экономики Беларуси
- 10. Промышленный комплекс Республики Беларусь
- 11. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь
- 12. Металлургическая, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Республики Беларусь
- 13. Химическая и нефтехимическая промышленность Республики Беларусь
- 14. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Республики Беларусь
- 15 Легкая промышленность Республики Беларусь
- 16. Аграрнопромышленный комплекс
- 17. Строительный комплекс Республики Беларусь
- 18. Транспортный комплекс и система связи Республики Беларусь
- 19. Комплекс социально – культурных отраслей Республики Беларусь
- 20. Социально-потребительский комплекс Республики Беларусь
- 21. Рынок труда Республики Беларусь. Государственное регулирование занятости
- 22. Рынок капитала республики Беларусь
- 23. Валютный и фондовый рынок Республики Беларусь
- 24. Демонополизация и развитие конкурентной среды в национальной экономике
- 25. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
- 26. Реструктуризация национальной экономики
- 27. Государственное регулирование экономики Республики Беларусь
- 28. Денежно-кредитная система Республики Беларусь
- 29. Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь
- 30. Экономическая безопасность национальной экономики Республики Беларусь и ее составляющие