30. Экономическая безопасность национальной экономики Республики Беларусь и ее составляющие
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов.
Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:
- недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
- изношенность производственных мощностей;
- недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
- малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
неустойчивое финансовое положение ряда субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;
высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.
К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести следующие:
принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей; установление жестких барьеров и условий для осуществления экспортно-импортных операций, ужесточение технических и экономических стандартов и требований.
возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производимые в стране;
вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, продукции;
нарушение странами-партнерами экономических соглашений;
несбалансированность экспортно-импортных отношений с основными торговыми партнерами;
применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Беларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансферта технологий и ноу-хау;
непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, негативно влияющие на экономику страны;
Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная, финансовая, продовольственная, энергетическая, инфраструктурная, инновационная, внешнеэкономическая.
Производственная безопасность - определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей. Для повышения производственной безопасности необходимы:
структурная модернизация экономики путем приоритетного развития наукоемких высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;
повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
переход на инновационный путь развития экономики;
социальная ориентация перспективной структуры экономики, ускоренное развитие сферы услуг.
Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валюты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золотовалютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности. В последние годы государственный долг Республики Беларусь (внешний и внутренний, включая гарантии правительства) превысил 52% ВВП при пороговом значении экономической безопасности 60% ВВП. Стране удалось восстановить валютные резервы, истощившиеся в период валютно-финансового кризиса. Республиканский бюджет исполняется с профицитом. Положительное влияние на финансовые возможности реального сектора экономики окажут меры макроэкономического характера, направленные на снижение уровня инфляции, поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля, осуществление сбалансированной кредитно-денежной поддержки.
В целях ослабления влияния на экономическую безопасность государственных платежей по внешнему долгу страны будут осуществляться следующие меры: погашение и обслуживание внешнего долга путем его рефинансирования, то есть привлечения новых заимствований, что обеспечит возможность непревышения порогового значения бюджетных средств, направляемых на обслуживание внешнего государственного долга, привлечение прямых иностранных инвестиций (в первую очередь в валютоокупаемые проекты), поддержание жестких бюджетных ограничений во всех секторах экономики, создание условий для реинвестирования доходов нерезидентов в экономику Беларуси; повышение золотовалютных резервов до 3 месяцев импорта для сдерживания превышения спроса на валюту над ее предложением.
Продовольственная безопасность. Концепцией продовольственной безопасности установлено что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80%о внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим продуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебопродукты, картофель, сахар, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспеченность, а по другим (масло растительное, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70%. Агропромышленный комплекс страны располагает достаточным потенциалом для обеспечения продовольственной безопасности страны, и в основном годовые объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции превышают минимальные пороговые значения продовольственной безопасности.
Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15% общего объема потребления). Основными направлениями повышения энергетической безопасности Беларуси являются: повышение эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов, увеличение использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии; диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов по видам топлива и его поставщикам; модернизация оборудования энергосистем; развитие объектов малой энергетики и развитие атомной энергетики др.
Инфраструктурная безопасность - обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и географическое положение, приоритетное значение имеют устойчиво эффективная работа транспорта и связи, сетей коммуникаций и снабжения, объектов социально-культурного и потребительского назначения.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятельности, принятым для международных сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоемкость ВВП). В Республике Беларусь в последние годы этот показатель составляет менее 1%, что является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение финансирования научно-инновационной деятельности.
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики и должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских товаропроизводителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП, которое должно быть положительным в размере 0,5-0,6% к ВВП; товарную диверсификацию экспорта и импорта; долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции; внешнюю задолженность.
- Система национальной экономики
- 2. Макроэкономические показатели развития национальной экономики
- 3. Совокупный экономический потенциал страны и его состав
- Природно-ресурсный потенциал Республики Беларусь
- Демографический и трудовой потенциал Республики Беларусь
- 6. Научный, научно-технический и инновационный потенциал
- 7. Внешнеэкономический потенциал Республики Беларусь
- 8. Факторы роста экономики Беларуси
- 9. Отраслевая структура и хозяйственные комплексы экономики Беларуси
- 10. Промышленный комплекс Республики Беларусь
- 11. Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь
- 12. Металлургическая, машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Республики Беларусь
- 13. Химическая и нефтехимическая промышленность Республики Беларусь
- 14. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Республики Беларусь
- 15 Легкая промышленность Республики Беларусь
- 16. Аграрнопромышленный комплекс
- 17. Строительный комплекс Республики Беларусь
- 18. Транспортный комплекс и система связи Республики Беларусь
- 19. Комплекс социально – культурных отраслей Республики Беларусь
- 20. Социально-потребительский комплекс Республики Беларусь
- 21. Рынок труда Республики Беларусь. Государственное регулирование занятости
- 22. Рынок капитала республики Беларусь
- 23. Валютный и фондовый рынок Республики Беларусь
- 24. Демонополизация и развитие конкурентной среды в национальной экономике
- 25. Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
- 26. Реструктуризация национальной экономики
- 27. Государственное регулирование экономики Республики Беларусь
- 28. Денежно-кредитная система Республики Беларусь
- 29. Бюджетно-налоговая система Республики Беларусь
- 30. Экономическая безопасность национальной экономики Республики Беларусь и ее составляющие