logo
Вопросы и ответы к аккредитации_национальная эк

30. Экономическая безопасность национальной экономики Республики Беларусь и ее составляющие

Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирова­ние в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних фак­торов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необхо­димую обороноспособность, защиту национальных интересов.

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопас­ности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

- недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышлен­ности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продук­ции и высокими издержками производства;

- изношенность производственных мощностей;

- недостаточно эффективная система внедрения результатов ис­следований и разработок в промышленности;

- малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;

неустойчивое финансовое положение ряда субъектов хозяйство­вания, дефицит оборотных средств;

высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.

К числу внешних факторов, создающих угрозу национальной безо­пасности Республики Беларусь в экономической сфере, следует отнести следующие:

принятие другими государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей; установление жестких барье­ров и условий для осуществления экспортно-импортных операций, ужесточение технических и экономических стандартов и требо­ваний.

возрастание цен на импортируемые топливно-энергетические и минеральные ресурсы, а также продовольственные товары, не производи­мые в стране;

вытеснение белорусских товаропроизводителей с традиционных рынков сбыта машиностроительной, в том числе военно-технической, про­дукции;

нарушение странами-партнерами экономических соглашений;

несбалансированность экспортно-импортных отношений с ос­новными торговыми партнерами;

применение дискриминационных мер другими государствами и их сообществами во внешнеэкономических отношениях с Республикой Бе­ларусь, особенно на мировых рынках промышленного экспорта, трансфер­та технологий и ноу-хау;

непредсказуемые изменения конъюнктуры мирового рынка, нега­тивно влияющие на экономику страны;

Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: производственная, финансовая, продовольственная, энерге­тическая, инфраструктурная, инновационная, внешнеэкономическая.

Производственная безопасность - определяется способностью реального сектора экономики обес­печить производство необходимой продукции для удовлетворения потреб­ности страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей. Для повышения производственной безопасности необходимы:

структурная модернизация экономики путем приоритетного раз­вития наукоемких высокотехнологичных экспортно-ориентированных и импортозамещающих нересурсо- и неэнергоемких производств с высокой долей добавленной стоимости;

повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;

переход на инновационный путь развития экономики;

социальная ориентация перспективной структуры экономики, ус­коренное развитие сферы услуг.

Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, банковской системы и национальной валю­ты, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, золото­валютным запасом, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг, размерами внешнего и внутреннего долгов, дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной дея­тельности. В последние годы государственный долг Республики Беларусь (внеш­ний и внутренний, включая гарантии правительства) превысил 52% ВВП при пороговом значении экономической безопасности 60% ВВП. Стране удалось восстановить валютные резервы, истощившиеся в период валютно-финансового кризиса. Республиканский бюджет исполняется с профицитом. Положительное влияние на финансовые возможности реального сектора экономики окажут меры макроэкономического характера, направленные на снижение уровня инфляции, поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля, осуществление сбалансированной кредитно-денежной поддержки.

В целях ослабления влияния на экономическую безопасность государственных платежей по внешнему долгу страны будут осуществляться следующие меры: погашение и обслуживание внешнего долга путем его рефинансирования, то есть привлечения новых заимствований, что обеспечит возможность непревышения порогового значения бюджетных средств, направляемых на обслуживание внешнего государственного долга, привлечение прямых иностранных инвестиций (в первую очередь в валютоокупаемые проекты), поддержание жестких бюджетных ограничений во всех секторах экономики, создание условий для реинвестирования доходов нерезидентов в экономику Беларуси; повышение золотовалютных резервов до 3 месяцев импорта для сдерживания превышения спроса на валюту над ее предложением.

Продовольственная безопасность. Концепцией продовольственной безопасности установлено что национальное агропромышленное производство должно удовлетворять не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не ме­нее 80%о внутреннего рынка продовольствия. По таким важнейшим про­дуктам, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйцо, хлебо­продукты, картофель, сахар, нашей стране важно иметь 100%-ную обеспе­ченность, а по другим (масло растительное, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) - не менее 70%. Агропромышленный комплекс страны располагает достаточным по­тенциалом для обеспечения продовольственной безопасности страны, и в основном годовые объемы производства основных видов сельско­хозяйственной продукции превышают минимальные пороговые значения продовольственной безопасности.

Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым эко­номической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресур­сами (до 15% общего объема потребления). Основными направлениями повышения энергетической безопасности Беларуси являются: повышение эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов, увеличе­ние использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии; диверсификация импортируемых топливно-энергетических ре­сурсов по видам топлива и его поставщикам; модернизация оборудования энергосистем; развитие объектов малой энергетики и развитие атомной энергетики др.

Инфраструктурная безопасность - обеспечение устой­чивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности на­селения. Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и геогра­фическое положение, приоритетное значение имеют устойчиво эффективная работа транспорта и связи, сетей коммуникаций и снабжения, объектов социально-культурного и потребительского назначения.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является ре­шающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Основным показателем развития научной деятель­ности, принятым для международных сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в ВВП (наукоемкость ВВП). В Республике Беларусь в последние годы этот показатель составляет менее 1%, что явля­ется сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечест­венных технологий. Программой социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение финансирования научно-инновационной деятельности.

Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов прово­димой социально-экономической политики и должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности нацио­нальной экономики и защиту интересов белорусских товаропроизводите­лей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важ­нейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рын­ках; объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП, которое должно быть положительным в размере 0,5-0,6% к ВВП; товарную ди­версификацию экспорта и импорта; долю добавленной стоимости в экс­порте основных видов продукции; внешнюю задолженность.

43