3.11 Динамика рентабельности
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий.
Цель анализа рентабельности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал.
К основным показателям рентабельности относятся: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала, а также рентабельность продаж и продукции, рентабельность активов.
а) рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько прибыли предприятие получает с рубля продаж (рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции);
б) рентабельность продукции, снижение данного показателя говорит о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, показывает влияние роста или снижения затрат на производство на рентабельность деятельности предприятия;
в) рентабельность собственного капитала, характеризует эффективность использования собственного капитала, т.е. сколько рублей прибыли приходится на один рубль собственного капитала;
б) инвестиционного (перманентного) капитала, характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок;
г) рентабельность активов отражает эффективность использования имущества предприятия.
Таблица 18 – Показатели рентабельности предприятия
|
2010,тыс. руб. |
2011,тысруб.
|
2012,тыс. руб. |
Темп роста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг | 54066,8 | 51654,3 | 47887 | 88,5 |
2 Себестоимость | 49310,2 | 47227, | 45592 | 92,4 |
3 Прибыль от продаж | 4757 | 4427 | 2295 | 48,24 |
4 Чистая прибыль | 779 | 625 | 1655 | 212,45 |
5 Стоимость активов | 6158 | 5591 | 4946 | 80,31 |
6 Собственные средства | 2079 | 1925 | 3005 | 144,54 |
7 Долгосрочные пассивы | 0 | 0 | 0 |
|
Показатели рентабельности |
|
|
|
|
Продолжение таблицы 18
Рентабельность собственного капитала | 0,37 | 0,32 | 0,55 | 148,64 |
Рентабельность перманентного капитала | 0,37 | 0,32 | 0,55 | 148,64 |
Рентабельность активов | 0,13 | 0,11 | 0,33 | 253,84 |
Рентабельность продаж | 0,09 | 0,08 | 0,05 | 55,55 |
Рентабельность продукции | 0,1 | 0,09 | 0,05 | 50 |
Метод расчёта (рассчитаем за 2010 год):
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Собственные средства = 779/2079=0,37
Рентабельность перманентного капитала = Рентабельность собственного капитала + долгосрочный заёмный капитал (Кd )=0,37+0=0,37
Рентабельность активов = Чистая прибыль/Итог активов(Ва)=779/6158=
=0,13
Рентабельность продаж = Прибыль/Выручка = 4757/54066,8=0,09
Рентабельность продукции = Прибыль/Себестоимость=4757/49310,2=0,1
Рентабельность продаж. В 2012 году значение рентабельности продаж снизилось на 0,04 т.р. или на 44,44 %(100-55,55). Это означает, что если в 2010 г. предприятие получало 0,09 т.р. с рубля продаж, то в 2012 этот показатель составил только 0,05. Рентабельность продукции также упала на 0,05 или на 50%.
Возрос показатель рентабельности собственного капитала в 2012 г. по сравнению с 2010 на 0,18 или на 48,65%, что свидетельствует о более эффективном использовании собственного капитала. То есть на 1 рубль собственного капитала приходится 0,55 т.р. прибыли.
Также выросла рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала. Скорее это достигается за счет отсутствия долгосрочных обязательств и увеличения собственного капитала и чистой прибыли.
Увеличение показателя рентабельности активов на 153,84% говорит об эффективном использовании имущества предприятия.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) определяется отношением валовой, облагаемой налогом прибыли, чистой прибыли к сумме затрат реализуемой (произведенной) продукции
Этот показатель определяет величину прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.
Rз(мясной)=213,3/11729,4=0,018*100=1,8%
Rз(рыбный)=-55,2/2204,1=0,026*100=-2,6%
Показатель определяется на весь объем продукции и по отдельным видам продукции. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации данного вида продукции сопоставляется с полной себестоимостью этого продукта.
Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления производства за счет собственных накоплений.
- Разработка мероприятий по снижению себестоимости и увеличению прибыли
- Киров 2012 г.
- Введение
- Виды прибыли
- Функции прибыли
- 1.2 Показатели, характеризующие прибыль и рентабельность деятельности предприятия
- 1.3.2 Резервы получения прибыли
- 1.3.3 Пути увеличения прибыли
- 2.2 Организационная структура и структура управления
- 2.3 Анализ внутренней среды предприятия
- 2.4 Производство продукции
- 2.5 Анализ внешней среды предприятия
- 3.2 Анализ использования производственной мощности предприятия
- 3.3 Анализ использования трудовых ресурсов
- 3.4 Анализ себестоимости продукции
- 3.5 Динамика основных экономических показателей
- 3.8 Анализ финансовой устойчивости организации
- 3.9 Анализ кредитоспособности предприятия
- 3.11 Динамика рентабельности
- 3.12 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
- 3.13 Показатели интенсивности использования ресурсов
- 3.14 Диагностика несостоятельности (банкротства) предприятия
- 4.2.2 Снижение расходов на электроэнергию
- 4.2.3 Локальные системы управления освещением
- 4.3 Обоснование внедрения нового оборудования
- 4.4 Мероприятия, направленные на повышение продаж
- 4.5 Расчет годовой экономии от снижения себестоимости продукции
- 4.7 Экономическая эффективность проектных мероприятий
- Основным видом деятельности ооо «Производственный комбинат» является производственная деятельность (производство продуктов питания) и торгово-закупочная.