logo
диплом - копия

3.11 Динамика рентабельности

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий.

Цель анализа рентабельности - оценить способность предприятия приносить доход на вложенный в предприятие капитал.

К основным показателям рентабельности относятся: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала, а также рентабельность продаж и продукции, рентабельность активов.

а) рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности, т.е. сколько прибыли предприятие получает с рубля продаж (рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции);

б) рентабельность продукции, снижение данного показателя говорит о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, показывает влияние роста или снижения затрат на производство на рентабельность деятельности предприятия;

в) рентабельность собственного капитала, характеризует эффективность использования собственного капитала, т.е. сколько рублей прибыли приходится на один рубль собственного капитала;

б) инвестиционного (перманентного) капитала, характеризует эффективность использования капитала, вложенного на длительный срок;

г) рентабельность активов отражает эффективность использования имущества предприятия.

Таблица 18 – Показатели рентабельности предприятия

 

 

2010,тыс. руб.

2011,тысруб.

2012,тыс.

руб.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

1 Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг

54066,8

51654,3

47887

88,5

2 Себестоимость

49310,2

47227,

45592

92,4

3 Прибыль от продаж

4757

4427

2295

48,24

4 Чистая прибыль

779

625

1655

212,45

5 Стоимость активов

6158

5591

4946

80,31

6 Собственные средства

2079

1925

3005

144,54

7 Долгосрочные пассивы

0

0

0

Показатели рентабельности

Продолжение таблицы 18

Рентабельность собственного капитала

0,37

0,32

0,55

148,64

Рентабельность перманентного капитала

0,37

0,32

0,55

148,64

Рентабельность активов

0,13

0,11

0,33

253,84

Рентабельность продаж

0,09

0,08

0,05

55,55

Рентабельность продукции

0,1

0,09

0,05

50

Метод расчёта (рассчитаем за 2010 год):

Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль/Собственные средства = 779/2079=0,37

Рентабельность перманентного капитала = Рентабельность собственного капитала + долгосрочный заёмный капитал (Кd )=0,37+0=0,37

Рентабельность активов = Чистая прибыль/Итог активов(Ва)=779/6158=

=0,13

Рентабельность продаж = Прибыль/Выручка = 4757/54066,8=0,09

Рентабельность продукции = Прибыль/Себестоимость=4757/49310,2=0,1

Рентабельность продаж. В 2012 году значение рентабельности продаж снизилось на 0,04 т.р. или на 44,44 %(100-55,55). Это означает, что если в 2010 г. предприятие получало 0,09 т.р. с рубля продаж, то в 2012 этот показатель составил только 0,05. Рентабельность продукции также упала на 0,05 или на 50%.

Возрос показатель рентабельности собственного капитала в 2012 г. по сравнению с 2010 на 0,18 или на 48,65%, что свидетельствует о более эффективном использовании собственного капитала. То есть на 1 рубль собственного капитала приходится 0,55 т.р. прибыли.

Также выросла рентабельность инвестиционного (перманентного) капитала. Скорее это достигается за счет отсутствия долгосрочных обязательств и увеличения собственного капитала и чистой прибыли.

Увеличение показателя рентабельности активов на 153,84% говорит об эффективном использовании имущества предприятия.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) определяется отношением валовой, облагаемой налогом прибыли, чистой прибыли к сумме затрат реализуемой (произведенной) продукции

Этот показатель определяет величину прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Rз(мясной)=213,3/11729,4=0,018*100=1,8%

Rз(рыбный)=-55,2/2204,1=0,026*100=-2,6%

Показатель определяется на весь объем продукции и по отдельным видам продукции. При расчете рентабельности по отдельным видам продукции прибыль от реализации данного вида продукции сопоставляется с полной себестоимостью этого продукта.

Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения и обновления производства за счет собственных накоплений.