logo
диплом - копия

3.14 Диагностика несостоятельности (банкротства) предприятия

С экономической точки зрения банкротство - это процедура ликвидации и продажа имущества неплатежеспособного предприятия в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов в связи с невозможностью и нецелесообразностью продолжения его деятельности.

Основанием для принятия решения о несостоятельности (банкротства) предприятия является система критериев для определения неудовлетво­рительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утверж­денная распоряжением ФУДН при Госкомимуществе РФ от 12.08.1994 № 31-р «Об утверждении методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Показателями для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия являются:

  1. коэффициент текущей ликвидности, определяемый по формуле:

, (22)

где IIA – итог раздела II актива баланса;

VП – итог раздела V пассива баланса;

640, 650 – строки пассива баланса.

2010= 6149 / (4079 –0) = 1,5074

2011=5591/ (3033 -0) =1,8433

2012 = 4946 / (1941- 0) = 2,548

Коэффициент текущей ликвидности характеризует степень покрытия оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств (суммы краткосрочных кредитов и займов, а также кредиторской задол­женности);

  1. коэффициент обеспеченности всех оборотных активов собственны­ми оборотными средствами, определяемый по формуле:

, (23)

где IA – итог раздела I актива баланса;

IIIП – итог раздела III пассива баланса.

2010= (2079 – 9) / 6149 = 0,34

2011 = (1925 – 0)/5591=0,34

2012 = (3005 – 0) / 4946 = 0,61

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характери­зует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Структура баланса признается неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным, если один из этих показателей ниже своего нормативного значения: если коэффициент текущей ликвидности меньше 2 или коэффици­ент обеспеченности собственными средствами меньше 0,1.

Если структура баланса по приведенным показателям признается неудовлетворительной, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный равным 6 месяцам.

Структура баланса удовлетворительна, поскольку коэффициент текущей ликвидности составляет 2,548, а коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,61. Следовательно расчет коэффициента восстановления платежеспособности не требуется.

3.15 Рейтинговая оценка предприятия

Построение рейтинговых оценок один из наиболее распространенных способов изучения основных рыночных характеристик.

Методика рейтинговой оценки предприятия использует следующие показатели, которые характеризуют финансовое состояние предприятия.

1) Обеспеченность собственными средствами, характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для устойчивости; определяется по формуле:

, (24)

Нормативное требование: Ко >= 0,1.

2012 ΙΙΙП = (2079 + 3005) / 2 = 2542

2012 ΙА = (9 + 0) / 2 = 4,5

2012 ΙΙА = ( 6149 + 4946) / 2 = 5547,5

Ко2012г = (2542 – 4,5) / 5547,5 = 0,45

2) Ликвидность (текущая) баланса, характеризуется степенью общего покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств; определяется по формуле:

, (25)

Нормативное требование: КЛ >=2,0.

2010 = 5547,5 /1941 = 2,86

3) Интенсивность оборота авансируемого капитала характеризует объём реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность предприятия; определяется по формуле:

Ки =выручка/сумма баланса актива на начало и конец периода*0,5* , (26)

где Т – продолжительность отчетного периода в днях.

Нормативное требование: КИ >= 2,5.

2010 = 47887 / ( 6158+4946 ) 0,5 * 365/365 = 8,6

4) Менеджмент (эффективность управления предприятием) характеризуется соотношением величины прибыли от продаж и величины чистой выручки от реализации; определяется по формуле:

Км =, (27)

Нормативное требование: К М >= 0,44.

2010 = 4757 /54066,8 = 0,09

2011 =4427/51654,3 =0,08

2012= 2295 / 47887 = 0,05

5) Прибыльность (рентабельность) предприятия характеризует объём прибыли, приходящейся на 1 руб. собственного капитала; определяется по формуле:

Кп =долгосрочные финансовые вложения/сумма итогов по разделу капитал и резервы на начало и конец периода*0,5*, (28)

Нормативное требование: КП >= 0,2.

2012 = 2140 / (2079+3005) *0,5 *365/365 = 0,84

Рейтинговое число определяется на основе этих пяти показателей и выглядит следующим образом:

R = 2КО + 0,1КЛ + 0,08КИ + 0,45КМ + КП, (29)

2012 = 2*0,45+0,1*2,86+0,08*8,6+0,45*0,05+0,84 = 2,74

Все рассчитанные данные сведены в таблицу (таблица 21).

Таблица 21 – Рейтинговая оценка предприятия

Показатель

Нормативное минимальное значение

2010год

2011 год

2012 год

Изменение

КО

0,1

0,45

КЛ

2,0

2,86

КИ

2,5

8,6

КМ

0,44

0,09

0,08

0,05

-0,04

КП

0,2

0,84

R

1

2,74

Практически все показатели рейтинговой оценки выше нормативов, кроме менеджмента (эффективность управления предприятием). Рейтинговое число положительно и также выше нормы, это позволяет сказать о том, что предприятие находится в удаленности от банкротства. В целом финансовое состояние можно оценить как стабильное, показатели ликвидности, финансовой устойчивости укладываются нормативы и положительны. Кредитоспособность можно оценить с той точки зрения, что предприятию перед взятием кредита потребуется дополнительная проверка. Все вышеперечисленные расчеты говорят о том, что в ближайший период предприятию не грозит банкротство.

4 разработка мероприятий по снижению себестоимости и повышении прибыли

4.1 Обоснование выбора мероприятий

После проведенного анализа работы предприятия становится очевидно, что наиболее эффективно работает только цех хлебопечения, мясной и рыбный цеха обладают низкими показателями прибыли. Для полной ясности ситуации на предприятия необходим анализ маркетинга на предприятии.

Анализ маркетинга на предприятии.

Хлебная продукция относится к ряду продуктов потребляемых ежедневно, и является товаром первой необходимости.

Собственная сбытовая сеть у ООО «Производственный комбинат» представлена сетью собственных магазинов, реализующих выпускаемую продукцию, также имеется магазин самообслуживания, где выделено место продажи продукции комбината. Также в самих магазинах представлены плакаты, где покупатели могут подробнее ознакомится с предлагаемой продукцией и новинками.

Хлебная продукция обладает невысокой ценой и хорошим качеством, что отмечают покупатели. Это выражается в высоком спросе на продукцию ООО «Производственный комбинат». Спрос является настолько высоким, что завоз хлеба в магазины осуществляется несколько раз в день, поставляя им свежую продукцию.

Цех хлебопечения вследствие высокого потребительского спроса работает в три смены. Основными потребителями хлебной продукции являются жители города Вятские Поляны и близлежащих деревень, городов и поселков, а также посреднические организации, кафе, рестораны, детские сады, школы и др.

К средствам массой информации можно отнести кабельное телевидение (ЦКТВ), по которому запускают рекламу продукции производимой ООО «Производственный комбинат» и газету «Вятско-Полянская правда», в которой также размещают объявления о реализации продукции.

Хлебная продукция, реализуемая ООО «Производственный комбинат» обладает достаточно высокой конкурентоспособностью вследствие хорошего качества и оптимальной цены.

Мясная и рыбная продукция

Решение вопросов товарной марки, упаковки, позиционирования.

Т

Товарный знак

орговая марка. Представлены несколько видов этикеток на производимую продукцию. Как можно увидеть практически на каждой из них есть товарная марка, которая позволяет выделить, что этот товар был произведен на ООО «Производственном комбинате». Тут же указывается местоположение изготовителя и юридический адрес. Данный знак легко узнаваем, поскольку он присутствует на всех магазинах, работающих от данного предприятия.

Рисунок 6 – Товарные этикетки продукции ООО «Производственный комбинат»

Изготавливаются этикетки с применением ярких красок для того, чтобы покупатель обратил на продукт внимание.

Упаковка. Упаковка для мясной продукции изготавливается из полимерных материалов, которые сохраняют вкус и качество продукции. Для таких продуктов как полуфабрикаты, деликатесы упаковка изготавливается из прозрачных материалов, для того, чтобы покупатели могли разглядеть товар подробнее, как мясная, так и хлебная продукция. К тому же это позволяет избежать соприкосновения с поверхностями напрямую, так как упаковка герметична. Но также такая упаковка может легко повредиться, так она покрыта прозрачной пленкой.

Предприятие не следует принципу «чем ярче – тем эффективнее», поскольку при нынешних условиях кризиса необходима экономия, соответственно за счет снижения затрат и повышения цен для того, чтобы окупить затраты.

Упаковка для всей мясной продукции, за исключением колбасных изделий прозрачная для того, чтобы покупатель мог рассмотреть представляемую продукцию

Маркетинговая политика в отношении мясной и рыбной продукции развита несколько иначе. Конечно, даются объявления и в газету и по телевидению, но специализированного магазина, как по продажи хлебной продукции нет. В основном продукции мясного и рыбного цехов ООО «Производственный комбинат» представлена в магазинах РАЙПО, наряду с марками других предприятий. Проводятся в городе семинары по представлению новинок.

Положительные моменты

- Высокий спрос на хлебную продукцию, хлебная продукция широко востребована, находится на хорошем счету, большой ассортимент и приемлемые цены

- Наличие специализированного магазина по продаже хлеба в людном месте

- Потребность населения в мясной продукции

- Высокая конкурентоспособность продукции

- Стремление предприятия улучшить ситуацию.

- ООО «Производственный комбинат» известен в городе его продукция востребована и отмечена потребителями.

Отрицательные моменты:

- Снижение выработки в мясном и рыбном цехах на фоне низкого спроса.

- Увеличение расходов: общепроизводственных, на ремонт, аренду. Повышение расходов на ремонт вызвано тем, что оборудование в цехах стоит не слишком новое, и с каждым годом требует все большего ремонта, также как и помещения цехов.

- Отсутствие достаточного количества каналов сбыта для мясной и рыбной продукции

- Невысокий спрос на мясную и рыбную продукцию, вследствие этого низкий показатель прибыли в мясном цеху, и отрицательный в рыбном.

- Увеличение потребления электроэнергии в цехах, нерациональное ее использование

После проведенного анализа можно сделать выводы о необходимости перемен в работе ООО «Производственный комбинат», для этого нужно осуществить комплекс мероприятий для повышения прибыли предприятия. Данный комплекс включает в себя следующие мероприятия:

1) Мероприятия по снижению себестоимости продукции предприятия:

а) снижение затрат на закупку сырья;

б) снижение затрат на электроэнергию.

2) Закупка в рыбный цех нового оборудования

3) Повышение объема продаж

4.2 Мероприятия по снижению себестоимости продукции предприятия

4.2.1 Снижение затрат на закупку сырья

Выпуск продукции или оказание услуг предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое производственное звено или предприятие должны знать, во что обходится производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику.

Принято считать, что издержки – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции или оказания услуг, то есть все то, во что обходится предприятию производство и реализации продукции.

Издержки могут быть представлены в показателях себестоимости продукции, которая характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

В «Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5августа 1992г., указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».

Основными положениями по учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

- Сырье и материалы (возвратные отходы вычитаются);

- Топливо и энергия на технологические цели;

- Основная заработная плата производственных рабочих;

- Отчисления на социальное и медицинское страхование и проч.;

- Расходы на подготовку и освоение производства;

- Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

- Общепроизводственные расходы;

- Общехозяйственные расходы;

- Потери от брака;

- Прочие непроизводственные расходы;

- Коммерческие расходы.

Данные статьи составляют полную себестоимость продукции.

Как известно, снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором развития экономики предприятия, так как снижая себестоимость предприятие может получать большую выгоду, продавая продукцию по неизмененной цене.

Для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения важное значение имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные затраты – затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от объема производства. К ним относятся: РСЭО, цеховые расходы, общезаводские расходы.

Условно-переменные затраты – затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. К ним относятся: расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технические цели, з/п производственных рабочих, отчисления на соц. страхование и прочие расходы.

Следует заметить, что под структурой издержек понимают процентное соотношение переменных и постоянных издержек предприятия в рамках его валовых издержек.

Управление издержками необходимо прежде всего для:

- получение максимальной прибыли;

- улучшения финансового состояния фирмы;

- повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

- снижения риска стать банкротом и т.п.

Одним из мероприятий для увеличения прибыли будет являться снижение себестоимости. Это объясняется тем, что сырье и материалы являются основным элементом при создании продукции, они же являются наиболее затратной статьей калькуляции.

Поскольку предприятие приобретает данный вид сырья у поставщиков, их цены весьма завышены, поскольку они «накручивают» их. Также не все поставщики порой честно, выполняют условия указанные в договоре, несмотря на то, что им приходится платить неустойку, производство страдает от простоя из-за отсутствия необходимого сырья.

Таким образом необходимо снизить затраты на сырье. Наиболее дорогим сырьем является говядина и свинина, поскольку при весьма высокой цене, требуется большое их количество.

Так можно предложить помимо официальных поставщиков приобретать мясо и рыбу у населения, так как они не станут устанавливать цену выше рыночной. Но руководство предприятия обязательно должно требовать у продавцов наличие документов, подтверждающих здоровье животного. Точно также можно приобретать и прочие сельхозпродукты, которые возможно вырастить собственными силами. Поскольку таких людей в городе немало, можно предположить, что данное мероприятие принесет ООО «Производственный комбинат» экономию и создаст определенный резервный запас сырья на предприятии. Расчеты стоимости произведен с учетом того, что плановые объемы производства, по рыбному цеху будут составлять 42 тонны, а по мясному 180 тонн.

Таблица 22 – Расчет стоимости сырья для рыбного цеха

Наименование

Цена за килограмм, руб.

Стоимость сырья для 31,8 тонн, руб.

Цена за килограмм после внедрения, руб.

Стоимость сырья после внедрения для 42 тонн, руб.

Соль

4,7

46930,44

4,7

61983,60

Филе горбуши

110

328812,00

100

394800,00

Сельдь

37

105894,00

35

132300,00

Жидкий дым

132

16790,40

130

21840,00

Мойва

27

77274,00

25

94500,00

Килька

23

62169,00

20

71400,00

Специи

235

74730,00

235

98700,00

Горбуша

64

197414,40

60

244440,00

Продолжение таблицы 22

Этикетка

0,3

28620,00

0,3

37800,00

Брюшки лосося

120

358704,00

110

434280,00

Чехонь свежемороженая

65

194298,00

60

236880,00

Килька соленая

20

50880,00

20

67200,00

Сайра

40

110664,00

36

131544,00

Филе сельди

54,84

139512,96

50

168000,00

Итого на объем производства

1792700

2195667,6

На 1 килограмм сырья

56,37

52,28

Таблица 23 – Расчет стоимости сырья для мясного цеха.

Наименование

Цена за килограмм, руб.

Стоимость сырья для 117,7 тонн, руб.

Цена за килограмм после внедрения, руб.

Стоимость сырья после внедрения для 180 тонн, руб.

Говядина

167

4913975

160

7200000

Мука пшеничная

11

20715,2

11

31680

Соль пищевая

4,7

11063,8

4,7

16920

Нитрит натрия

30

353,1

30

540

Свинина

134

2996642

130

4446000

Петли колбасные

0,1

11770

0,1

18000

Клипсы

0,1

16478

0,1

27000

Оболочка

6

282480

6

432000

Соя текстурат

20

94160

20

144000

Крахмал

30

52965

30

81000

Чеснок сухой

70

4119,5

65

5850

Сорабат калия

90

5296,5

90

8100

Перец черный

120

9886,8

120

12960

Перец красный

120

7062

120

10800

Цыплята

50

882750

45

1215000

Лук свежий

19

67089

15

81000

Итого на весь объем производства

9376100

13730850

На 1 килограмм сырья

79,67

76,28

Как можно увидеть из таблиц, при снижении цен на сырье разница в общей сумме расходов на сырье небольшая с учетом того, что в рыбном цехе продукции планируется производить на 10,3 тонн больше, а в мясном на 62,3 тонны больше. И как можно увидеть при снижении цен на сырье, затраты на 1 кг. продукции будут составлять:

- в мясном цеху: 76,28 рублей, на 3,39 рублей меньше, чем до внедрения

- в рыбном цеху: 52,28 рубля, на 4,09 рубля меньше, чем до внедрения.

Основные расходы на осуществление данного мероприятия отображены в таблице 24.

Таблица 24 – Расходы для осуществления закупки сырья у населения

Наименование статьи расходов

Стоимость(руб)

Размещение объявлений в газете («Из первых рук», «Семь вечеров» «Вятско-Полянская правда») о закупке сырья у населения

20000

Размещение рекламы по кабельному телевидению

20000

Размещение рекламы на стендах

20000

Дополнительные лабораторные экспертизы

10000

Итого

70000