logo
шпоры карпова

30.Этапы формирования дивидендной политики ао, теории дивидендной политики предприятия.

1.Учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики

2.Выбор типа дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией акционерного общества

3.Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики

4.Определение уровня дивидендных выплат на одну акцию

5.Определение форм выплаты дивидендов

6.Оценка эффективности дивидендной политики

Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы:

1. факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия. К числу основных факторов этой группы относятся;

а) стадия жизненного цикла компании

б) необходимость расширения акционерной компанией своих инвестиционных программ;

в) степень готовности отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности.

2. факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников, В этой группе факторов основными являются:

а) достаточность резервов собственного капитала, сформированных в предшествующем периоде;

б) стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;

в) стоимость привлечения дополнительного заемного капитала;

г) доступность кредитов на финансовом рынке;

д) уровень кредитоспособности акционерного общества, определяемый его текущим финансовым состоянием.

3. факторы, связанные с объективными ограничениями. К числу основных факторов этой группы относятся:

а) уровень налогообложения дивидендов;

б) уровень налогообложения имущества предприятий;

в) достигнутый эффект финансового левериджа, обусловленный сложившимся соотношением используемого собственного и заемного капитала;

г) фактический размер получаемой прибыли и коэффициент рентабельности собственного капитала.

4. Прочие факторы. В составе этих факторов могут быть выделены:

а) конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерная компания (в период подъема конъюнктуры эффективность капитализации прибыли значительно возрастает);

б) уровень дивидендных выплат компаниями-конкурентами;

в) неотложность платежей по ранее полученным кредитам (поддержание платежеспособности является более приоритетной задачей в сравнении с ростом дивидендных выплат);

г) возможность утраты контроля над управлением компанией (низкий уровень дивидендных выплат может привести к снижению рыночной стоимости акций компании и их массовому «сбросу» акционерами, что увеличивает риск финансового захвата акционерной компании конкурентами).

2)Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики на ближайший перспективный период.

3)Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивидендной политики

4)Определение уровня дивидендных выплат на одну простую акцию осуществляется по формуле:

, где

УДВПА– уровень дивидендных выплат на одну акцию;

ФДВ – фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ВП – фонд выплат дивидендов владельцам привилегированных акций (по предусматриваемому их уровню);

КПА— количество простых акций, эмитированных акционерным обществом.

5)Важным этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов. Основными из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.

2. Выплата дивидендов акциями.

3. Автоматическое реинвестирование.

4. Выкуп акций компанией.

6)Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

а) коэффициент дивидендных выплат. Он рассчитывается по формулам:

,

где КДВ— коэффициент дивидендных выплат;

ФДВ — фонд дивидендных выплат, сформированный в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

ЧП — сумма чистой прибыли акционерного общества;

Да— сумма дивидендов, выплачиваемых на одну акцию;

ЧПа— сумма чистой прибыли, приходящейся на одну акцию.

б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. Он определяется по формуле:

,

где КЦ/Д — коэффициент соотношения цены и дохода по акции;

РЦа— рыночная цена одной акции;

Да— сумма дивидендов, выплаченных на одну акцию.

При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций.