logo
Otvety_na_GOSy_2013

16. Бюджетный федерализм: содержание, цели и формы

Это принцип построения бюджетных отношений, который позволяет в условиях самостоятельности каждого бюджета, сочетать интересы Федерации с интересами каждого ее субъекта и органов местного самоуправления.Бюджетный федерализм (или фискальный федерализм, от слова фиск - казна) - система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Основная задача бюджетного федерализма в выборе наиболее эффективной модели бюджетных отношений. В основе системы бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счёт которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ. При этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет. Принципы: 1) разграничение бюджетной системы на федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; 2) исключительные полномочия Российской Федерации в отношении федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, федеральных фондов регионального развития, совместное с субъектами Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; 3) самостоятельность субъектов Федерации в регулировании бюджета и бюджетной системы субъекта Федерации; 4) возможность взаимной передачи бюджетных полномочий органами исполнительной власти; 5) наделение законодательных органов субъектов Федерации правом законодательной инициативы в области бюджетного устройства, бюджетного процесса и бюджетно-налоговой политики. Виды взаимоотношений в рамках бюджетного федерализма: • раздельные налоги (федеральные, региональные и местные); • финансовые трансферты субъектам из федерального бюджета, не имеющие конкретного целевого назначения и выполняющие функцию финансовой помощи нуждающимся и особо нуждающимся регионам; • дотации, субсидии и субвенции; • целевые федеральные программы в их территориальном аспекте; • обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов. В зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями государства подразделяются на: 1)Унитарные – административно-территориальные образования не могут действовать автономно от центра. Бюджетное устройство имеет 1 или 2 уровня (Великобритания, Португалия, Турция, Швеции). 2)Федеративные государства – действует единая конституция Федерации, но наряду с ней субъекты-члены Федерации имеют свои конституции. Правительство субъекта самостоятельно составляет и утверждает свои бюджеты. 3)Конфедеративные государства являются постоянным союзом суверенных государств, возглавляемых межправительственным органом: Австрию, Бельгию, Германию.