78. Расчет и оценка величины чистых оборотных активов
Результаты анализа состава оборотных активов позволяют подойти к практическому решению вопроса о потребности в их финансировании. С этой целью проводится анализ, выявляющий рациональные для данной организации соотношения оборотных активов и источников их формирования: краткосрочных обязательств и собственного капитала. Одним из основных показателей, которые применяют в процессе такого анализа, являются чисты1е оборотные активы, определяемые как разность оборотных активов и краткосрочных обязательств. Данный показатель характеризует величину потребности в собственном оборотном капитале или, более точно, потребность в финансировании оборотных средств, связанную с превышением оборотных активов над краткосрочными обязательствами. Чистые оборотные активы (ЧОА) определяются также по данным баланса как разность между собственными оборотными средствами и величиной краткосрочных обязательств:
ЧОА = стр. 290 – стр. 220 – стр. 244 – стр. 252 – (стр. 610 + стр. 620 + стр. 630 + стр. 660),
где стр. 290 – итог разд. II актива баланса «Собственные оборотные средства»;
стр. 220 – «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;
стр.244 – «Задолженность учредителей по взносам в уставный капитал»;
стр. 252 – «Собственные акции, выкупленные у акционеров»;
стр. 610 – «Краткосрочные займы и кредиты»;
стр. 620 – «Кредиторская задолженность»;
стр. 630 – «Задолженность учредителям по выплате доходов»;
стр. 660 – «Прочие краткосрочные обязательства».
В практике финансового анализа показатели чистых оборотных активов и собственного оборотного капитала часто рассматриваются как синонимы. Для обозначения и того и другого показателя зачастую используют одно и то же название – собственный оборотный капитал. Принципиальное отличие, которое должно быть учтено при анализе, состоит в том, что собственный оборотный капитал представляет собой ту величину собственного капитала, которая может быть направлена на формирование оборотных активов, или возможность финансирования оборотных активов за счет собственного капитала, тогда как величина чистых оборотных активов характеризует потребность в финансировании.
Раздельный расчет рассматриваемых показателей на этапе прогнозного анализа позволяет своевременно выявить их несоответствие и разработать мероприятия по его устранению. В то же время соответствие указанных мероприятий должно рассматриваться как одна из ключевых характеристик сбалансированности показателей финансового плана.
Величина чистых оборотных активов может выступать характеристикой платежеспособности только тогда, когда оборотные активы обратимы в денежные средства. Наличие в их составе значительной доли труднореализуемых активов, например маловероятной к взысканию дебиторской задолженности, может расцениваться как отвлечение средств и, следовательно, как угроза платежеспособности организации. Две организации, обладающие равной величиной чистых оборотных активов, могут находиться в различном финансовом положении в зависимости от того, чем представлены их оборотные активы и каковы условия привлечения текущих обязательств.
- Экономический анализ деятельности организации
- 1. Предмет и метод экономического анализа хозяйственной деятельности организации
- 2. Научные основы экономического анализа
- 3. Цели и задачи экономического анализа
- 4. Место анализа в системе экономической науки
- 5. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления
- 6. Экономический анализ и его связь с контролем
- 7. Понятие производственного анализа хозяйственной деятельности организации, его цели и задачи
- 8. Понятие финансового анализа хозяйственной деятельности организации, его цели и задачи
- 9. Понятие управленческого анализа хозяйственной деятельности организации, его цели и задачи
- 10. Методы и методика экономического анализа, их состав и взаимосвязь
- 11. Последовательность применения методов экономического анализа
- 12. Экономико-математические методы (эмм) анализа хозяйственной деятельности
- 13. Применение эмм в решении типовых аналитических задач
- 14. Информационное обеспечение экономического анализа
- 15. Система комплексного экономического анализа
- 16. Система поиска резервов, повышения эффективности хозяйственной деятельности
- 17. Виды резервов и их классификация
- 18. Комплексная оценка резервов производства
- 19. Экстенсивные и интенсивные факторы роста производства
- 20. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности
- 21. Основные концепции экономического анализа
- 22. История и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений
- 23. История и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий в условиях реформирования бухгалтерского баланса
- 24. Анализ структуры нематериальных активов
- 25. Анализ структуры незавершенного строительства и оценка его эффективности
- 26. Анализ структуры доходных вложений в материальные ценности
- 27. Анализ структуры долгосрочных финансовых вложений
- 28. Финансовый учет и бухгалтерская отчетность как информационная база экономического анализа
- 29. Управленческий учет как информационная база экономического анализа
- 30. Финансовый учет как информационная база экономического анализа
- 31. Бухгалтерская отчетность как информационная база экономического анализа
- 32. Качественные методы экономического анализа
- 33. Количественные методы экономического анализа
- 34. Основные направления факторного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации
- 35. Сравнительная характеристика индексного и интегрального методов факторного анализа, преимущества и недостатки
- 36. Взаимосвязь динамики затрат изменений объема производства
- 37. Экономическая эффективность информационных технологий
- 38. Роль комплексного экономического анализа в разработке бизнес-планов
- 39. Роль комплексного экономического анализа в мониторинге бизнес-планов
- 40. Методы оценки эффективности бизнеса
- 41. Методика расчета показателей, характеризующих объем производства
- 42. Методика расчета показателей, характеризующих объем продаж
- 43. Характеристика показателей объема производства
- 44. Характеристика показателей объема продаж
- 45. Методы и принципы маркетингового анализа
- 46. Сметный расчет объема продаж и обоснование цены товара как элемента маркетингового анализа
- 47. Принципы анализа системы цен на продукцию
- 48. Особенности анализа влияния объема продаж продукции на изменение прибыли от продаж
- 49. Особенности анализа влияния объема продаж товаров на изменение прибыли от их продаж
- 50. Особенности анализа влияния объема продаж работ на изменение прибыли от их продаж
- 51. Особенности анализа влияния на объем продукции использования производственных ресурсов
- 52. Характеристика методов оценки эффективности бизнеса
- 53. Расчет и оценка влияния на себестоимость продаж расходов на труд
- 54. Расчет и оценка влияния на себестоимость продаж расходов на материалы
- 55. Расчет и оценка влияния на себестоимость продаж расходов на основные производственные средства
- 56. Анализ и оценка влияния себестоимости реализованной продукции на величину прибыли от продаж
- 57. Анализ и оценка влияния себестоимости реализованных услуг на величину прибыли от продаж
- 58. Анализ и оценка влияния себестоимости реализованных работ на величину прибыли от продаж
- 59. Характеристика метода анализа затраты – объем продаж – прибыль
- 60. Цели, задачи и основное назначение метода анализа затраты – объем продаж – прибыль
- 61. Расчет маржинального дохода
- 62. Расчет порога рентабельности продаж
- 63. Расчет запаса финансовой прочности
- 64. Понятие «операционный рычаг» в экономическом анализе
- 65. Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности
- 66. Методы оценки влияния инфляции на финансовые результаты
- 67. Особенности факторного анализа прибыли от продаж продукции, произведенной собственными силами организации
- 68. Анализ состава и динамики внеоборотных активов
- 69. Анализ структуры и динамики внеоборотных активов
- 70. Анализ поступления и выбытия основных средств (ос)
- 71. Анализ технического состояния основных средств
- 72. Анализ морального и физического износа основных средств (ос)
- 73. Анализ структуры краткосрочных финансовых вложений
- 74. Принципы экономического анализа информации об источниках формирования собственных оборотных средств
- 75. Принцип экономического анализа информации об источниках формирования привлеченных оборотных средств
- 76. Анализ эффективности привлечения заемных средств
- 77. Расчет и оценка величины собственных оборотных средств
- 78. Расчет и оценка величины чистых оборотных активов
- 79. Анализ обеспеченности организации собственными оборотными средствами
- 80. Анализ динамики показателей оборачиваемости оборотных активов
- 81. Принципы расчета чистых оборотных активов
- 82. Характеристика показателей рентабельности
- 83. Характеристика показателей деловой активности организации
- 84. Характеристика показателей капиталоотдачи организации
- 85. Принципы расчета финансовых коэффициентов рыночной устойчивости и их основное назначение
- 86. Принципы расчета финансовых коэффициентов ликвидности оборотных активов и их основное назначение
- 87. Основные факторы неплатежеспособности (финансовой несостоятельности) организации
- 88. Анализ признаков банкротства по абсолютным данным бухгалтерской отчетности
- 89. Характеристика метода комплексной оценки производственно-финансовой деятельности организации и ее подразделений
- 90. Требования к раскрытию аналитической информации в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности