logo
Финансы предприятий (2)

31. Планирование доходов организации.

Выручку от продаж планируют на год, квартал и оперативно. Годовое и квартальное планирование нужно для определения прибыли, оно эффективно лишь в стабильной экономической ситуации. Оперативное планирование выручки используется для обеспечения своевременности поступления фактической выручки на расчётный счёт предприятия.

Методы планирования выручки:

1. метод прямого счёта. По каждому изделию рассчитывается объём реализации в отпускных ценах, полученные результаты суммируются по всей номенклатуре. Вплан.=ni=1Цii, где n – количество номенклатурных единиц; Цi – цена реализации; Кi – количество продукции. Метод предполагает, что весь объём произведённой продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов, спрос на который гарантирован. Это наиболее достоверный метод в условиях, когда план выпуска и объём реализованной продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны структура выпуска и установлены соответствующие цены.

2. расчётный метод. Это наиболее распространённый метод планирования выручки. Он основывается на общем выпуске товарной продукции в планируемом периоде в отпускных ценах и общей сумме входных и выходных остатков. При этом учитываются три вида остатков: О1 – остатки готовой продукции на складе; О2 – остатки отгруженной продукции; О3 – остатки отгруженной, но не оплаченной продукции покупателями. При планировании выручки по методу начисления плановую выручку определяют: Вплан.=ТП + ΔО1 + ΔО2. При кассовом методе: Вплан.=ТП + ΔО1 + ΔО2 + ΔО3. Ожидаемые остатки готовой продукции на начало планируемого периода и на конец в отпускных ценах рассчитываются по каждой группе с учётом предусмотренной нормы запасов в днях и однодневного выпуска товарной продукции в отпускных ценах в соответствующем периоде. При этом используется коэффициент пересчёта остатков нереализованной продукции из производственной себестоимости.

Коэффициент пересчёта определяется:

а) для входных остатков как соотношение товарной продукции в отпускных ценах и производственной себестоимости за 4 квартал отчётного года;

б) для выходных остатков как соотношение товарной продукции в отпускных ценах и производственной себестоимости за 4 квартал планируемого года.

В современных условиях доля выручки от реализации в общей сумме доходов предприятия в целом в российской экономике имеет тенденцию к снижению. Значительная часть прочих доходов связана с реализацией основных средств и иных активов. Для планирования таких активов используют планы реструктуризации предприятия, данные отдела капитального строительства, службы материально-технического снабжения, которые представляют перечень видов оборудования, материалов и иных активов, намеченных к реализации, информацию о возможной цене их реализации. Существенной статьёй операционных доходов на большинстве предприятий выступает арендная плата, уровень которой определяется договором аренды.