logo
Пособие ТФМ

7.1. Теория иррелевантности дивидендов

Авторы теории иррелевантности (несущественности) дивидендов М. Миллер и Ф. Модильяни утверждали, что дивидендная политика не влияет на стоимость компании в мире без налогов, операционных издержек и прочих проявлений идеального рынка капитала. Доказательство теории сводилось к следующему. Когда фирма принимает свою инвестиционную программу, то предполагает часть ее финансировать за счет привлечения заемных средств, а остальную часть – за счет нераспределенной прибыли. Если не вся нераспределенная прибыль израсходована на инвестиции, то излишек должен быть выплачен в виде дивидендов. Если фирма решит увеличить дивидендные выплаты при условии неизменной инвестиционной политики и политики в области займов, то единственный способ найти дополнительные деньги – осуществить дополнительную эмиссию акций. При этом произойдет перемещение стоимости от старых акционеров к новым, поскольку активы фирмы, ее прибыль, инвестиционные возможности и рыночная стоимость останутся прежними. Старые акционеры потеряют часть курсовой стоимости своих акций, но получат дивиденды на эту же сумму; новые акционеры купят акции по меньшей цене, чем до объявления дивидендов, таким образом, фирма выплатит часть своей совокупной стоимости в виде дивидендов, а деньги на эти цели возьмет от реализации новых акций.

Возникает вопрос, выгодны ли для старых акционеров дополнительные дивиденды, если при этом они теряют капитал на ту же сумму? Возможность выгоды такой сделки авторы теории объясняли тем, что это единственный способ для акционеров получить деньги на руки. Но с помощью эффективных рынков капиталов можно получить деньги путем продажи акций. Следовательно, у старых акционеров есть два варианта получения наличных денег: либо путем разводнения стоимости каждой акции фирмы, либо через продажу части акций (рис. 1). Из данного рассуждения следует вывод, что акционерам неважно в какой форме получать доход от владения акциями. Все вышесказанное справедливо лишь при условии отсутствия налогов, расходов на эмиссию и многих других отклонений от конкурентных условий рынка. В этом доказательстве решающее допущение состоит в том, что новые акции продаются по справедливой цене, то есть при условии наличия эффективного рынка капиталов.